На прошлой неделе закон о торговле поступил в Думу. Закон мы приветствуем, но, на наш взгляд, точку ставить рано, проект нуждается в существенной доработке. В сложившейся ситуации закон вряд ли повлияет на уровень цен. Там не заложено таких механизмов, которые могли бы снизить чрезмерные аппетиты торговых сетей.
Сегодня торговые сети, которые диктуют условия на рынке, несут потери, связанные с кризисом, и пытаются восполнить их за счет покупателей. Делается это не только путем прямого завышения цен, но и путем снижения качества товаров, то есть под устоявшимся брендом продается товар более низкого качества, а разница в стоимости идет в карман торговца. В результате мы имеем не только рост цен, но и повсеместное падение качества товара.
Представители торговли заявляют, что вынуждены поднимать цены, чтобы компенсировать затраты на реализацию товаров, которые продаются вообще без наценок. Это лукавство. Мы знаем, что они имеют в виду под товарами, которые продаются без наценок, - это, как правило, малоликвидные и малоходовые товары, скажем, какой-нибудь второсортный чай, который плохо расходится. Существенного значения для общего товарооборота магазина они не имеют, потому что цена этих товаров низкая. Ходовые товары массового спроса, скажем, мясо, колбасные изделия, сыры, многие молочные продукты, продаются с весьма существенными наценками. И оборот торговой точки делается именно за счет этих товаров.
Почему на Западе 10-процентная наценка - это уже выгодно, а у нас 150-процентной мало? Потому что там сложилась высококонкурентная среда. А у нас монополисты, заручившись поддержкой местных чиновников, творят что хотят. Первым делом сеть договаривается с местной властью. Речь идет о банальной коррупции. Им выделяются лучшие торговые места. Они скупают площадки под строительство, строят магазины и начинают вытеснять малый и средний бизнес, часто используя при этом и административный ресурс. Несмотря на все уверения властей о поддержке малого и среднего бизнеса, на самом деле ситуация противоположная, особенно в торговле.
Победить вот такой ничем не обоснованный рост цен можно, только создав конкуренцию. Здесь должна работать и наша законодательная власть, в частности, закон о торговле должна поработать Федеральная антимонопольная служба, но наскоками вопрос не решить, одними проверками и штрафами здесь не обойдешься. Монополии ведь, помимо всего, навязывают производителю свои условия, и часто его продукцию просто расфасовывают в свою упаковку.
Сети создают посредников и через них закупают товар. В этом случае очень трудно к ним придраться, часть наценки распределяется между посредниками. Контролировать наценку очень сложно. Если законом установить наценку в 20-30 процентов, понятно, что сразу же в цепочке появится несколько посредников. У посредников сети будут покупать товар по разрешенной цене, и опять получатся все те же 150 процентов.
Только создав настоящую конкуренцию, можно с этим бороться. Нужна не виртуальная, а реальная поддержка малого и среднего бизнеса. Он должен получать преференции прежде всего от местных властей - землю, помещения, кредиты на льготных условиях. Власти на местах должны быть в этом заинтересованы.