На следующей неделе Федеральная антимонопольная служба (ФАС) планирует начать проверку деятельности российских аэропортов по факту обоснованности тарифов на авиаперевозки. Кто виноват в ценовом беспределе, почему стоимость авиабилета может различаться в разы? На эти вопросы "РБГ" ответил Константин Сеничкин, начальник управления контроля транспорта и связи ФАС России.
- Известно, что ФАС России возбудила дела в отношении ряда аэропортов. Какие это аэропорты? Какие зафиксированы нарушения?
- Речь идет о двух видах нарушений. Первый, когда аэропорты не предоставляют той или иной авиакомпании слоты, то есть временные интервалы для отправки и приема воздушных судов, отказываются заключить договор на обслуживание самолетов. Также "не находят" временные интервалы для отправки и приема воздушных судов. Такая ситуация возникает, как правило, в тех авиапредприятиях, где в одном лице сосредоточено руководство аэропортовой и перевозочной деятельностью.
Поэтому, если на обслуживание в аэропорт просится сторонняя авиакомпания, которая может составить безусловную конкуренцию "своей" авиакомпании, ей показывают на дверь, то есть отказывают в слотах.
- Чем мотивируют?
- Причин масса. Якобы загруженностью аэропорта, отсутствием технической возможности для приема судов в определенное время.
ФАС возбудила дело в отношении аэропорта в Саратове по заявлению компании "Центр-Авиа", аналогичные дела бы ли рассмотрены в отношении аэропортов Волгограда, Калининграда и некоторых других.
- Есть и другие нарушения?
- Да, они связаны с деятельностью топливозаправочных комплексов (ТЗК), расположенных в аэропортах.
- Неужели не доливают?
- Если бы! Руководство аэропортов отказывает авиакомпаниям принимать на хранение топливо, купленное перевозчиками у других поставщиков.
- Купленное, конечно, дешевле?
- Да. ТЗК осуществляет не только заправку. Предприятие закупает авиационный керосин и перепродает его авиакомпаниям. Естественно, имея при этом маржу. Авиакомпании в ответ предлагают ТЗК залить купленное ими топливо в емкости и заправлять по мере необходимости свои самолеты. При этом хранение и заправку предлагают оплатить. За редким исключением топливозаправочные аэропортовые компании, считающие себя на рынке монополистами, такое положение дел категорически не устраивает. Однако ФАС усматривает в подобных отказах нарушение антимонопольного законодательства. Ясно, что ТЗК достаточно закупать собственного топлива меньше как раз на тот объем, который предлагают сохранить авиаперевозчики.
- Нарушителей назвать можете?
- Недавно дела были возбуждены по заявлению "Аэрофлота" в отношении аэропортов Кавказских Минеральных Вод, Анапы, Калининграда, Хабаровска.
- Аэропорты к авиакомпаниям имеют претензии?
- Да на что им жаловаться? Они живут за счет авиаперевозчика, только и дерут три шкуры.
- Неужели нет закона, ограничивающего подобное беззаконие?
- Есть Концепция развития аэропортов и Транспортная стратегия. Об эти документа приняты и утверждены соответствующим правительственным актом. Причем предусматривающее разделение предприятий на аэропорт и на авиакомпанию. Однако есть и сложности.
К примеру, если авиапредприятие принадлежит государству или по крайней мере контрольный пакет акций находится в руках государства, то можно принять решение о разделении видов деятельности полномочий. Хуже обстоит дело там, где в акционерном обществе отсутствует доля государства. В этом случае акционеры могут не проголосовать за такое разделение. Всегда не хватит хоть одного голоса для такого непопулярного решения на общем собрании акционеров.
- Каким же образом ФАС защищает интересы авиаперевозчиков?
- В ближайшие неделю-две мы планируем начать проверку деятельности российских аэропортов. ФАС России располагает таким мощным инструментом, как Закон "О защите конкуренции", который позволяет обуздать монополистов, злоупотребляющих своим положением на рынке, в том числе и в авиационной сфере. Кроме того, ФАС России разработан и внесен в правительство проект правил доступа к услугам субъектов естественных монополий в аэропортах, включая услуги топливозаправочных комплексов. Эти правила позволят если не исключить, то хотя бы свести к минимуму нарушения антимонопольного законодательства, о которых мы говорили.
Практика покажет, насколько нарушения зависят от определенных пробелов в законодательстве. Пока мы настаиваем на том, чтобы был принят наконец закон об аэропортах.
- Что это за закон?
- Закон, который бы регламентировал деятельность аэропортов. Минтранс начинал его разработку давно, но, не знаю в силу каких причин, процесс застопорился. Сейчас разработан план мероприятий, направленных на снижение стоимости топлива и услуг, связанных с заправкой, который предусматривает в том числе и разработку этого закона.
Возбуждение дел о нарушении антимонопольного законодательства - очень действенная мера по борьбе с монополистами, злоупотребляющими своим положением на рынке. Если нарушение доказано, а, как правило, нам приходится проходить все суды, начиная с первой инстанции и кончая кассацией, и мы выигрываем, то на компанию-нарушителя налагается штраф в пределах от одного до пятнадцати процентов от выручки за предшествующий год. Это десятки и сотни миллионов рублей. Поверьте, для нарушителей это весьма очень ощутимый удар. Не комариный укус. Компании прекрасно понимают, что нарушения могут привести к таким печальным финансовым последствиям.
- Может ли вернуться нынешним летом прошлогодняя ситуация, когда народ не мог вылететь с курортов или на курорт из-за отсутствия топлива?
- Это не совсем наш вопрос. Но могу сказать, что во время той истории с "Эйр Юнионом" во Внукове аэропорт все-таки заправил самолеты своим топливом. Видимо, авиакомпания не поставила вовремя свое топливо. В аэропорту Домодедово топливо авиакомпаний принимается на хранение. Емкости есть. И это нормальная практика. Хотя и исключение.
- Возможно ли в принципе понизить стоимость авиатоплива?
- Мировые цены на горючее растут, причем это касается не только авиационного топлива. Наши тут же поднимают. Далее, на мировом рынке произошло снижение цен на топливо, наши или вообще не снижают, или чуть-чуть. Одна из целей проверки, которая в ближайшее время будет проведена ФАС, посмотреть, в том числе, снижали ли авиакомпании цены на билеты, когда снижались цены на топливо и в той ли пропорции это делалось.
- Константин Владимирович, какова судьба Правил об обеспечении недискриминационного доступа к услугам аэропортов, разработанных антимонопольной службой? Какие задачи данный проект призван решить?
- Проект, как уже говорилось, согласован со всеми заинтересованными ведомствами и внесен в правительство. Не могу сказать, на красном он сейчас бланке или нет, но надеемся, что будет принят в самое ближайшее время.
Эти правила как раз направлены на то, чтобы проблемы, связанные с доступом авиакомпаний в аэропорт, к услугам топливозаправочного комплекса в части хранения больше не возникали. По крайней мере, чтобы можно было их регулировать нормативным правовым актом.
Что в правилах? Выстроена система приоритетов при распределении слотов. Например, для нужд государства, при пассажирских, грузовых перевозках. Определен порядок заключения договоров между аэропортом и авиакомпанией, некие существенные условия этих договоров. Сформулирован порядок доступа к услугам топливозаправочных комплексов и прописаны обязанности ТЗК принимать на хранение закупленное топливо авиакомпаний. Отдельная часть правил посвящена обязанности аэропорта раскрывать информацию, необходимую потребителю, перечень этой информации. Все это сделано в целях прозрачности деятельности аэропорта. Потребитель должен знать технические возможности аэропортов. Определен и порядок рассмотрения жалоб. Так что в документе не только положения, но и задачи.
- В случае принятия этих правил жизнь пассажиров - конечных потребителей услуг авиакомпаний и аэропортов улучшится?
- Обязательно. Приведу пример. Авиакомпания осуществляет перевозки отпускников-северян на южный курорт. А промежуточный аэропорт отказывает ей в выделении удобных слотов. Получив же удобное время для приземления посадки и отправки самолета в те же Минеральные Воды, авиакомпания сможет состыковать свои рейсы в Москве. И граждане, вместо того чтобы порой сутками ждать в столице стыковочного самолета на Юг, смогут купить один билет и минимально терять время во время пересадки. Экономия времени плюс экономия стоимости билетов.
Более того, если авиакомпании смогут сами закупать более дешевое топливо у выбранных ими поставщиков, это должно привести к удешевлению билетов.
- Вы сами-то в это верите?
- Очень надеюсь. Во всяком случае, проверки будут проводиться жестко с учетом этого фактора.