Как показывает мониторинг, проводимый Cоюзом малых городов России, влияние кризиса на социально-экономическое положение небольших населенных пунктов носит нарастающий, но неравномерный характер. Не более 30 процентов занимают выжидательную позицию - глобальный кризис в небольшой степени затронул у них реальный сектор экономики и социальную сферу. Есть города и районы, где ситуация остается более-менее стабильной. Таких не более 10 процентов. В их числе закрытые административно-территориальные образования (ЗАТО), но не все, а также города при АЭС, отдельные поселения Юга России, Московской области и некоторых других регионов. Наибольшую группу - 60-70 процентов - составляют малые, средние города и районы, которые уже значительно пострадали от кризиса.
Степень воздействия кризиса на реальный сектор экономики малого города определяется прежде всего отраслевой принадлежностью предприятий, расположенных на его территории. Схема влияния кризиса на предприятия, прежде всего градообразующие, следующая. Во-первых, сокращается "портфель" заказов. За этим следует спад производства и сокращающийся режим работы предприятия; увеличивается число задержек платежей за отгруженную продукцию и оказанные услуги. Во-вторых, недостаток денежных средств ставит под угрозу выполнение запланированных объемов производства и регулярность выплаты заработной платы. Как следствие, растет число задержек по выплате заработной платы, уменьшается ее размер, сокращается численность работников. В-третьих, во многих городах приостанавливается реализация подготовленных инвестиционных проектов по созданию новых высокотехнологичных производств и новых рабочих мест, возрастает потребность в государственной поддержке, увеличивается зависимость филиалов от управляющих компаний, находящихся вне города, как правило, в Москве.
Основные факторы, обусловливающие спад производства на предприятиях небольших городов в условиях кризиса, таковы:
- практически невозможно привлечь кредитные ресурсы - банки увеличили процентные ставки и усложнили условия кредитования хозяйствующих субъектов;
- происходит пересмотр условий по ранее выданным кредитам;
- рост тарифов и цен на энергоносители и услуги РЖД;
- возрастающие трудности со сбытом продукции, сокращение оплаченных заказов и оплаченного сбыта продукции.
Жизнь малых городов, особенно монопрофильных, в значительной степени зависит от состояния одного или нескольких градо- и бюджетообразующих предприятий. Вместе с тем лишь отдельные из них вошли в федеральный список из 295 системообразующих компаний на рассмотрение вопроса об оказании им государственной поддержки в условиях кризиса, а также в Перечень предприятий регионального значения (1148). Большинство предприятий, имеющих для небольших городов особую социально-экономическую значимость, не вошли даже в региональные списки на оказание им господдержки. Думается, это положение нужно как-то исправить.
Ситуация с занятостью в небольших городах и районах во втором квартале текущего года еще более обострилась. Уровень официально зарегистрированной безработицы возрос в среднем от 3-4 до 5 процентов и выше. Напряженность на рынке труда возросла.
Местные власти небольших городов и районов не имеют возможности вести мониторинг уровня доходов населения. Однако есть ряд косвенных показателей, позволяющих делать выводы об этом. Например, товарооборот, который за последние месяцы снизился и имеет тенденцию к дальнейшему снижению, что свидетельствует о сокращении покупательной способности населения.
В малых, средних городах и районах начиная с ноября-декабря 2008 г. наметился и продолжается по сей день рост цен на продукты питания и потребительские товары при снижении спроса на них на фоне задержек в выплате заработной платы и снижения среднемесячного заработка в связи с переходом предприятий на сокращенную рабочую неделю в условиях кризисной ситуации.
Дальнейший рост тарифов на жилищно-коммунальные услуги и налога на землю (кадастровая стоимость земельных участков резко возросла) в 2009 году также является существенным фактором снижения уровня жизни населения небольших городов и районов. Как следствие - снижение уровня собираемости коммунальных платежей, что в свою очередь порождает финансовые проблемы городского хозяйства, рост преступности.
В условиях кризиса доходная часть бюджетов муниципальных образований стала исполняться с еще большим трудом в связи с далеко не полным поступлением налоговых платежей. Из-за невыполнения планов поступлений в доходную часть региональных бюджетов муниципалитетам уменьшены выделяемые субвенции и субсидии бюджетов субъектов РФ на социально значимые мероприятия. Кризис только усугубил и без того сложное финансовое положение небольших городов и районов, поскольку в связи с реализацией известного закона о реформировании местного самоуправления их бюджеты в большинстве своем стали дотационными. Доходной части местных бюджетов катастрофически не хватает на исполнение возложенных на местную исполнительную власть полномочий, не говоря уже о дополнительном бремени по реализации антикризисных мер.