Вполне возможно, что программа "Школьное молоко" все-таки станет федеральной, и все учащиеся страны будут получать по стакану бесплатного молока в день.
Дело в том, что правительство готовится провести закупочные интервенции на молочном рынке, чтобы поддержать цены производителей и так спасти от разорения владельцев коровьих стад. Эксперты утверждают, что лучшее применение для запаса молока, который, таким образом, окажется в распоряжении правительства, - отдать его детям.
По данным Росстата, в первом полугодии молоко и молочные продукты подешевели на прилавках на 0,6 процента. На первый взгляд, не впечатляет. Но если учесть, что за то же время другой любимый народом напиток - чай - подорожал больше чем на 20 процентов, молочные "десятые" выглядят не так уж и скромно. И покупатель живенько отреагировал на снижение цены. Исполнительный директор Молочного союза России Владимир Лабинов, представляющий интересы перерабатывающих предприятий, утверждает, что объемы потребления молочных продуктов растут. Однако председатель правления Национального союза производителей молока Андрей Даниленко, защищающий интересы аграриев, заявляет: "Фермы в среднем по стране работают в убыток". Дело в том, что в июне у нас в стране производится в 1,8 раза больше молока, чем в ноябре. И поэтому летом оно традиционно дешевеет у производителей - предложение превышает спрос. Сейчас средняя закупочная цена на молоко снизилась до 8 рублей за литр, и, по мнению Андрея Даниленко, есть опасность, что производители начнут снижать объемы производства, чтобы избежать разорения. А это не в интересах потребителей - молоко в таком случае доступней явно не станет.
Впрочем, Владимир Лабинов считает, что до октября цены не изменятся, а позже, если и подрастут, то не более чем на 5-7 процентов. Очевидно, уверенности экспертам добавляет и намерение правительства впервые в истории провести закупочные интервенции на рынке молока. Недавно первый вице-премьер Виктор Зубков, напомнив, что на сей счет есть специальное постановление правительства, потребовал не затягивать с началом торгов, чтобы вовремя поддер жать сельских хозяев. В молочном животноводстве и заготовке кормов для него занято около миллиона человек. В сложившейся экономической ситуации потеря части этих рабочих мест - слишком большая роскошь.
Собственно, противников у такого вмешательства в рынок немного. Вот только вопрос: что закупать? Понятно, что на скоропортящееся сырое молоко минфин не выделит ни копейки бюджетных средств и будет прав. Поэтому до сих пор обсуждались закупки сухого молока. Однако неизбежно возникал вопрос, что с ним потом делать. Нисколько не оскорбляя этот продукт, многие эксперты все же напоминают, что это не совсем то же самое, что "живой" продукт. К тому же хранится всего 8 месяцев - не так долго, как зерно (интервенции на этом рынке успешно проводятся у нас в стране с начала века). Причем условия хранения должны быть идеальными. К тому же, как утверждает Владимир Лабинов, избытка именно сухого молока на российском рынке сейчас нет. Очевидно, белорусы выполняют пока свое обещание не поставлять нам свой "белый порошок". Впрочем, по мнению Андрея Даниленко, соседи могут его и нарушить, если у нас начнутся массированные закупки на бюджетные деньги.
Производители молока предлагают сейчас иное решение - закупать в интервенционный фонд пакеты с ультрапастеризованным молоком. Это самый щадящий способ обработки молочного сырья, к тому же производителей этого продукта, утверждает Андрей Даниленко, в нашей стране больше, чем тех, кто выпускает сухое молоко высшего качества. Пакеты ультрапастеризованного продукта обойдутся казне дешевле - при приготовлении порошка молоко нужно сначала сушить, а потом разбавлять, а это ведет к большим затратам энергии. Срок хранения ультрапастеризованного молока почти как у сухого - около 6 месяцев, а технология хранения проще. А вот возить пакеты дороже.
"Зато на приготовление ультрапастеризованного молока используется только сырье высокого качества, - утверждает Андрей Даниленко. - И если будет принято решение закупать его, государственную поддержку получат наиболее добросовестные производители". Он утверждает, что среди них не только владельцы современных мегаферм, но даже мелкие фермеры, тщательно соблюдающие технологию.
Правда, проблема использования "интервенционного" молока остается вне зависимости от того, что именно закупит правительство. Теоретически можно представить себе, что уполномоченный агент правительства в ноябре будет оптом продавать молоко в торговые сети по сниженной цене. Но эксперты говорят, что это слишком мелкий бизнес для государства. Если уж закупать высококачественный продукт, то лучше напоить им подрастающее поколение и использовать в других социальных программах.
Несколько лет назад минсельхоз носился с федеральной программой "Школьное молоко", однако тогда в казне не нашлось на нее денег. К слову, часть регионов нашла средства на подобные программы в своих бюджетах. И таким образом поддерживают и аграриев, и детей.
Теперь в федеральной казне денег тоже не слишком много. Однако осознания необходимости изящно регулировать агропродовольственные рынки точно стало больше. Ведь даже сигнал о начале закупочных интервенций на молочном рынке может удержать кого-то из сельских хозяев от отправки коров на мясо.