На фоне экономического кризиса в ряде регионов РФ предпринимаются меры по поддержке сбыта исключительно собственной продукции и по "выборочному" стимулированию предприятий. Этим нарушаются российские и международные нормы о равной доступности товаров и услуг для потребителей. По данным Генпрокуратуры РФ, всего за первое полугодие-2009 выявлено свыше 11 тысяч нарушений условий рыночной конкуренции, для устранения таких нарушений уже внесено около 3 тысяч представлений. А в суды по этим фактам направлено до 500 исков и заявлений.
Такого рода тенденции отмечались, в частности, как на недавних московских бизнес-форумах "Россия-СНГ", "Госзаказ-2009" и "Агроферма-2009", так и на региональных экономических конференциях. Многие их участники сетовали на то, что стремление некоторых предприятий и регионов "замкнуться" только на своих товарах, своих ценах и своих потребителях лишь усугубляет отраслевые и социальные проблемы, превращая потребителей в заложников финансовых и других издержек местных отраслей. Вдобавок не все предприятия в ряде регионов имеют равные условия по производству и реализации своей продукции, что, в свою очередь, способствует производственному, сбытовому и ценовому монополизму. Пагубность таких тенденций доказана также недавней экономической историей многих стран.
В этой связи федеральными органами, в том числе Генпрокуратурой РФ, и местными ведомствами в последнее время проводятся более частые проверки уровня открытости региональных рынков, обеспечения свободы конкуренции и равного доступа субъектов хозяйствования к источникам капиталовложений и торговым объектам. То есть непосредственно к потребителям.
По мнению кандидата экономических и юридических наук Валерия Гринько (г. Киров), уже географические условия России очень существенно повышают роль сохранения, дееспособности общероссийского финансово-экономического пространства, которое, как полагает этот эксперт, будет испытывать серьезную проверку на прочность, если оставлять без внимания имеющие место попытки выживать (но не развиваться) за счет соседей или местных потребителей.
Тем временем в мае - июле проверками выявлены, в частности, незаконные правовые акты, связанные с неправомерными административными ограничениями при реализации субъектами рынка своих прав . Это, как правило, односторонние льготы, ограничения производственной или сбытовой конкуренции. Наиболее частыми такие нарушения были в Приморском, Хабаровском краях, Брянской, Кемеровской, Нижегородской, Ростовской, Новосибирской областях, в Среднем Поволжье. А вот в Бурятии, Мордовии, Северной Осетии, Псковской области, Татарстане, на Алтае доходило до прямых запретов по реализации некоторых видов товаров и услуг, до незаконных дополнительных требований по сертификации реализуемого ассортимента, ценам на него и т.п.
Такие тенденции - на контроле высших федеральных структур. Как заявил в этой связи помощник президента РФ Аркадий Дворкович, "мы имеем сигналы о том, что кое-где органы власти предписывают предприятиям закупать продукцию исключительно у производителей данного региона и не осуществлять закупки у организаций из других регионов страны. В настоящее время много говорится о проблеме протекционизма в мировом масштабе, но, к сожалению, эта проблема возникает у нас самих на региональном и даже муниципальном уровнях. Но с этой проблемой правительство будет бороться, в том числе и с помощью органов прокуратуры".
А по мнению Иосифа Дискина, сопредседателя Совета по национальной стратегии, "региональные элиты и региональная экономика не заинтересованы в "автаркии". Те регионы, в которых есть фундаментальные системообразующие предприятия, в условиях кризиса больше зависят от федерального центра. Сырьевые же регионы зависят от него в инфраструктурном плане. Да и центр уже не тот, что раньше".