21.07.2009 00:00
    Поделиться

    Должен ли ученый заниматься коммерцией?

    Госдума РФ только что приняла законопроект, позволяющий государственным институтам и вузам учреждать малые предприятия для внедрения своих разработок. Но тема коммерциализации достижений науки продолжает вызывать споры.

    Например, Александр П. из Новосибирска обратился в редакцию, возмущаясь, что заместитель директора Института автоматики и электрометрии СО РАН по научной работе "является одновременно учредителем и директором нескольких коммерческих фирм. Они арендуют в институте площади, так что замдиректора занимается коммерческой деятельностью без отрыва от научного производства. Многие сотрудники получают зарплату в институте, а работают, по сути, на коммерческие компании. То есть бюджет финансирует не только саму академию, но еще и всяких коммерческих прихлебал".

    Корреспондент "РГ" встретился с Сергеем Бабиным, на которого ссылается читатель. Это один из самых молодых руководителей академических институтов не только в Сибирском отделении, но и в академии в целом.

    - Возможность учреждать малые предприятия позволяет значительно легче решать вопрос о передаче им интеллектуальной собственности, - считает Бабин. - В нашем институте много интересных разработок, но нужно понять, какие же из них действительно имеют коммерческий потенциал. Для этого формируется команда, как правило, из молодых сотрудников, во главе стоит инициативный человек, заинтересованный в продвижении данной разработки. Далее привлекается финансирование, например известный многим Фонд Бортника, и организуется малое предприятие. Перед ним ставится задача: создать прототип прибора. Что и делается в бизнес-инкубаторе.

    В случае успеха через год-два появляются специалисты по производству и продажам. Если это научные сотрудники, то они уходят из института, и создается бизнес-команда. Как только становится ясно, что продукт востребован рынком, привлекается инвестор, который и берет на себя риски серийного производства. При этом институт либо продает свою долю в предприятии инвестору, либо остается. Конечно, это идеальная схема, в жизни всегда есть нюансы, но в нашем институте она вполне успешно работает.

    Поделиться