Бизнес и сегодня вне политики. Это проявляется и в российско-грузинских, и в российско-грузинско-армянских отношениях. А к экономическим связям с Закавказьем с лета 2009 г. активно подключаются соседние российские регионы.
"РБГ" уже анализировала современные тенденции экономического, энергетического и транспортного взаимодействия России и стран Закавказья (см. "РБГ", 23 июня 2009 г.). Со второй половины июня эти тенденции усиливаются именно в "треугольнике" РФ - Грузия - Армения.
В ходе визита в конце июня в Армению президент Грузии Михаил Саакашвили сделал беспрецедентное заявление: "Грузия готова открыть дорогу через КПП Верхний Ларс на грузинско-российской границе. Я готов обсудить это с Россией. Мы готовы открыть дорогу и для грузоперевозок, и для пассажирского транспорта". А по словам президента Армении Сержа Саргсяна, "перевозки через Грузию играют важную роль для экономики Армении (свыше 80% объема грузоперевозок между РФ и Арменией осуществляется через Грузию. - Прим. ред.), и Армения заинтересована в пути через Верхний Ларс. Вопрос актуален и потому, что Армения стоит на пороге реализации сельхозпродуктов". Но именно в трехстороннем формате по этой теме высказался на днях премьер-министр Армении Тигран Саркисян: "Российская сторона нас заверила, что с ее стороны все работы уже завершены. Она придает первостепенное значение тому, чтобы КПП Верхний Ларс начал функционировать".
Значение этой артерии для экономик России и Закавказья трудно переоценить. По оценкам транспортных ведомств РФ, Грузии и Армении, во-первых, пропускная способность Верхнего Ларса сперва составит 400 автомобилей в сутки, а в ближайшей перспективе - 600 автомобилей. Во-вторых, объемы российско-армянской торговли благодаря Верхнему Ларсу увеличатся минимум наполовину. А в-третьих, среднегодовые транзитные доходы России, Грузии и Армении от восстановления евроазиатского коридора РФ - Грузия - Армения - Иран с ответвлением в Турцию могут составить соответственно 150-170, 60-70 и до 60 млн долларов ежегодно.
Параллельным железнодорожным ходом этого коридора может стать запланированная стальная магистраль Алагир (Северная Осетия) - Цхинвал (Южная Осетия), в транзитном плане будет выгодная и Южной Осетии, и Грузии. Ибо Цхинвал состыкован через грузинский г. Гори (25 км) с железными дорогами всего Закавказья (подробнее см. "РБГ", 26 мая 2009 г.). Но этот проект зависит прежде всего от грузинско-южноосетинских отношений.
Тем временем с июля введен в расписание фирменный пассажирский поезд Гюмри (Армения) - Тбилиси - порт Батуми (Грузия), причем с низкими ценами на билеты. Продолжается и российско-грузинская торговля. Вот, например, данные от 13 июля Южной оперативной таможни РФ: "...в Астраханской и Дагестанской таможнях за 1-е полугодие 2009 г. были оформлены для вывоза более 1118 тонн рыбы и других морских биопродуктов. Экспортируемые биоресурсы поставляются в Нидерланды, Германию, Польшу, Грузию, Азербайджан, Украину..."
Кстати, Грузия с Россией и другими странами Кавказа вместе с Турцией взаимодействуют в Организации Черноморского экономического сотрудничества (ОЧЭС), а один из главных ее проектов - "энергетическое кольцо", предусматривающее, в частности, обмен электроэнергией между всеми странами - участницами этой структуры. Затем в ОЧЭС сформируют общий рынок электроэнергетических мощностей и самого электричества.
Транзитные коридоры между Россией, Закавказьем и Средним Востоком