Минэкономразвития дало параметры индексации тарифов на услуги естественных монополий в 2010-2012 годах. Тарифы на газ будут индексироваться на 15% в год. Проблема в том, поясняет директор Института национальной энергетики Сергей Правосудов, что "Газпром" уже несколько лет добивается равнодоходности внутренних и внешних поставок. Правительство согласилось и приняло постановление о достижении равнодоходности к 2011 году. "При этом газ в России все равно будет дешевле, чем в Европе, примерно на 40%, так как из оптовой экспортной цены вычитается таможенная пошлина и стоимость транспортировки, - поясняет Правосудов. - Газ с новых месторождений будет дороже, поэтому и встал вопрос об окупаемости инвестиций. Сейчас средняя оптовая цена газа внутри России - 55 долларов за тысячу кубов, а экспортная в этом году будет 280 долларов, то есть до уровня равнодоходности далеко. Получается, что правительство не выполняет взятых на себя обязательств".
Тариф на электричество в 2010 году вырастет на 5%. В РусГидро хотели роста на 50%, обуславливая это инвестициями в 40 млрд руб. Теперь в РусГидро говорят, что ничего страшного не произошло: "Тарифная заявка РусГидро на 2010 год предполагала 6%-ный рост тарифа как такового и включение в него целевых инвестиционных средств, которые тратятся только на строительство новых объектов, в размере 40 млрд руб., - пояснил "РБГ" представитель компании Евгений Друзяка. - Ограничение предельного роста тарифов в 2010 году в пределах 5% позволит РусГидро полностью обеспечить свою операционную деятельность, что же касается инвестиционных планов, то возможное сокращение доходов может заставить нас еще раз уточнить объемы финансирования строительства и сроки вводов новых мощностей".
Тарифы на грузовые ж/д перевозки вырастут в будущем году на 9,4% (РЖД настаивал на 11,4%, министерство изначально предлагало всего 1,6%), в 2011-м - на 9,2%, в 2012-м - на 7%. Вопрос, сколько субсидий за рост тарифа получит РЖД, и получит ли, остается открытым. В прессу просочились сведения о возможном намерении кредиторов РЖД потребовать досрочного возвращения долгов, если субсидии не будет. В этом году она составляет 50 млрд руб., по подсчетам экспертов, на будущий год для сохранения кредитоспособности в глазах кредиторов нужна субсидия в 55 млрд руб. С такой субсидией убыток компании в 2010 году составит 11 млрд руб., это устроит кредиторов, говорят эксперты.