Госдума приняла в первом чтении законопроект "О зонах территориального развития". Документ предусматривает постепенное устранение диспропорций в развитии субъектов РФ "путем формирования благоприятных условий для привлечения инвестиций в экономику..."
Он регулирует отношения в связи с созданием, функционированием и прекращением работы зон территориального развития, определяет специальный правовой режим в их экономике. В определенной мере в этом документе востребован опыт программ территориального развития 1960-х-1980-х годов, предшествовавший созданию в тех же территориях свободных экономических зон в КНР, Южной Корее, Малайзии, на Тайване, в Румынии, странах Северной Африки и Карибского региона. Именно те программы позволяли создать базовые инфраструктурные и общеэкономические условия для последующего формирования зон "открытого" предпринимательства в упомянутых странах.
Итак, создание зоны территориального развития (ЗТР) определяется сроком в 5-20 лет на основании заявки высшего исполнительного органа власти субъекта РФ. Но только в случае, если такой субъект РФ включен в правительственный перечень регионов, требующих особой поддержки. ЗТР не ограничены по площади и могут создаваться в рамках одного или нескольких муниципальных образований субъекта РФ, но на части территории одного или нескольких муниципальных образований создание таких зон не разрешено. Причем специальный юридический режим экономической деятельности на территории зоны не распространяется на государственные и муниципальные экономические объекты, в уставном капитале которых 100%-ные доли государства и его структур, включая "естественные" монополии (на Тайване, в Южной Корее и Карибском регионе этот режим распространялся и на госпредприятия в ЗТР).
Что касается сути этого режима, он предусматривает, во-первых, преференции в налоговом, земельном законодательствах, выделение ассигнований Инвестфонда РФ на реализацию проектов в рамках ЗТР. Во-вторых, предоставление госгарантий по банковским кредитам, субсидий из федерального бюджета на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, лизинговых платежей за оборудование, приобретаемое у российских лизинговых компаний, на покупку электроэнергии и т.п. А в части налоговых преференций упомянутый законопроект позволяет применять инвестиционный кредит на срок до 10 лет без уплаты процентов.
Отметим, что еще в конце 1970-х в докладе академиков Н.Н. Некрасова и Т.С. Хачатурова руководству СССР отмечалось, что нарастающие региональные диспропорции в стране, особенно в развитии ее приграничных регионов, могут быть смягчены, а со временем - даже устранены путем заимствования опыта КНР, Румынии и Южной Кореи по программам территориального развития (впервые разработанным еще в начале ХХ века российским ученым-экономистом Туган-Барановским). А затем на их основе - "открытия" ряда регионов для иностранного и совместного предпринимательства. Кроме А.Н. Косыгина, никто в высшем руководстве страны не поддержал такие идеи, но сегодня они в связи с усугублением тех же диспропорций - в практической повестке дня.
Причина актуальности законопроекта очевидна - по данным депутата Госдумы Александра Буркова, субъекты РФ по объему инвестиций на душу населения ныне различаются в 150 раз; по душевому региональному продукту - в 60 раз; по уровню потребления - в 30 раз; безработицы - в 24 раза. А по данным Уральского отделения РАН (2009 г.), при расширении полномочий регионов расходы у субъектов РФ возрастают, а доходы снижаются, что усугубляет межрегиональные диспропорции.