23.07.2009 01:44
    Поделиться

    Барнаульский врач открыл музей, в котором лечит людскую память

    Фитотерапевт Сергей Корепанов назвал свой музей "Мир Времени". Под его нужды он переоборудовал типовую квартиру в многоэтажном доме краевого центра.

    А началось все с… книг о лекарственных травах. Врач Корепанов  коллекционировал старинные травники еще в советские времена, когда фитотерапия официальной медициной не признавалась. В дореволюционной же литературе все дозы измерялись отнюдь не в килограммах и граммах. Постепенно Сергей Валерьевич собрал обширную коллекцию старых мер - ведра и шкалики, штофы и мерзавчики, аршины, золотники, разнофунтовые гири… Незаметно прикладной интерес перерос в хобби. Вскоре хранить дома сокровища, добытые на блошиных рынках российских городов, в сараях и на чердаках земляков, стало тесно. И Корепанов решил открыть музей. Не взирая на пресловутый экономический кризис. Во-первых, фитоцентр, который он создал в 1990-е годы, занимается выпуском весьма недорогих препаратов, в основе которых лекарственные травы Алтая. Простой народ как покупал "травки", так и покупает. Во-вторых… Нет, об этом чуть позже!

    Главная изюминка "Мира Времени" в доступности его экспонатов. Любой посетитель может подержать в руках пасхальное яйцо c венецианской нитью 1910 года и театральный бинокль середины ХIX века, с которым и сегодня можно идти на спектакль. Девушки любят фотографироваться в дореволюционном венчальной шали и нюхать любимые духи последней российской императрицы, парни щеголяют перед зеркалом в касках и противогазах двух мировых войн. А уж какое раздолье детям! Тут тебе и древний как мир аммонит, и тяжеленный угольный утюг, и самодельный портсигар летчика, и домашняя рулетка, описанная еще Достоевским в повести "Игрок", и - да разве все перечислишь! Если целый класс приходит в музей с учительницей и после экскурсии раздается детский плач, значит, кому-то впопыхах не досталось повертеть в руках трехстворчатое дорожное дамское зеркало или дунуть в свистки боцмана или городового. Сотрудницы музея вспоминают, как разревелся малыш, которому дали потрогать кость экзотического для современной Сибири животного, жившего здесь 100 тысяч лет назад: "Бедный, бедный шерстистый носорог!". Впрочем, гораздо чаще дети уходят из музея довольными. А потом возвращаются, таща за собой дедушек с бабушками, родителей, друзей. "У каждого поколения свой роман со Временем, свои любимые "игрушки", свое "дай подержать!" - улыбается сотрудница музея Ольга Колчина.

    - Многие спрашивали, почему я не сделал специализированный музей - допустим, посвященный развитию медицины на Алтае? - вспоминает Сергей Корепанов. - Но я сразу решил: "Мир времени" должен быть разноплановым! Каждый может найти в нем что-то свое. Ностальгия по прошлому - чувство сугубо индивидуальное.

    Недавно Сергей Валерьевич привез из Новосибирска самодельный велосипед-тандем. На нем будущий доктор физических наук Юрий Пупков вместе со своим сыном добрались в 1980 году в Москву на Олимпийские игры. Самоделка интересная получилась: одна часть - английская модель начала ХХ века (по семейному преданию Пупковых, ее бросил в Крыму какой-то офицер из армии Врангеля). А к ней приварен "Урал" советского производства. На тандеме сохранился самодельный ящик с олимпийским мишкой и надписью "Назло Картеру, Садату проведем Олимпиаду!".

    Вещи многое могут поведать о том времени, в котором они "жили". Взять хотя бы коллекцию опасных бритв, выпущенных в Германии для граждан Российской империи. На костяных ручках размещены портреты властителей дум того времени: Пушкина, Лермонтова, Некрасова, Чехова, Горького, Леонида Андреева. Это к вопросу о популярности и популяризации русской литературы начала прошлого века. Или вот керамическая гирька 1932 года выпуска. В СССР решили сэкономить на металле. Новшество не прижилось - продавцы обманывали доверчивых граждан, играя на том, что керамические гири на 0,5 и 1 килограмм мог различить только наметанный глаз. А это фибула (застежка) для пионерских галстуков довоенной поры. Оказывается, галстуки тогда не завязывались.

    - Можно мне от вас позвонить? - спрашиваю я одну из сотрудниц музея.

    - Да, пожалуйста, - отвечает она и кивает в сторону древнего телефона, висящего на стене. На вид - лет 70.

    - Он что, работает?

    - Конечно! Сделан в Чикаго во времена Великой американской депрессии в 1932 году.

    Уже ничему не удивляясь, кручу диск. "А ты где?" - спрашивает знакомый. Слышимость прекрасная. "В заповеднике времени". - "Где? Слушай, а кто там рядом с тобой говорит? Голос знакомый". - "Кто-кто, товарищ Сталин", - хмыкаю я и направляю трубку в сторону патефона, стоящего в соседней комнате. Группа экскурсантов слушает "живой" голос вождя народов. Рядом мальчуган детсадовского возраста зачарованно перебирает пионерские и октябрятские значки. Пожилая пара замерла у стенда с дореволюционными снимками. Середина лета - вроде бы мертвый сезон для музеев, но на недостаток посетителей грех жаловаться. Район спальный, культурных заведений - кот наплакал. Одна из комнат музея приспособлена под библиотеку с "толстыми" журналами конца XIX - начала XX века. В "Мире Времени" говорят, что в этом микрорайоне впору открывать полноценную библиотеку: старшему поколению сильно не хватает газет и журналов, студентам из общежитий - места, где можно спокойно почитать учебную литературу и поработать в Интернете.   

    Некоторые экспонаты, достаточно громоздкие, Корепанов намерен выставлять перед крыльцом музея: школьную парту с откидной крышкой и отверстиями для чернильниц-непроливашек, которую с трудом отыскали в сельской школе, самодельную детскую коляску раннего советского периода. "Купил ее на Тишинской антикварной ярмарке, - потирает ладони Корепанов. - Пока катил вдоль рядов, антиквариатчики заядлые от зависти попадали. Там же случилась еще одна забавная история. Нашел недостающую часть кавалерийской шпоры. Одну половину купил в Казани и долго она лежала без пользы. Но друзья-коллекционеры недаром говорят: рано или поздно одна часть придет к другой".

    У музея, которому нет еще года, появился свой "филиал". Конференц-зал на заводе фитоцентра оформлен "под социализм": помпезные знамена, бюсты вождей, иллюстрации из книг, плакаты, фотографии 20-30 годов, большие напольные часы.

    - Мне уже тесно здесь, надо расширяться, - мечтает Сергей Валерьевич.

    И все-таки - зачем медику музей? Зашибить деньгу? Невозможно. Затрат намного больше доходов. Тщеславие? Нет, он не из породы спесивых "новых русских". Ребяческое желание похвастать раритетной "игрушкой"? Это легче делать в узком кругу знатоков и друзей. Тогда что? Пожалуй, ближе всех к истине отзыв одного из посетителей "Мира Времени": "Корепанов настоящий врач. Он в буквальном смысле применяет великую истину "Время - лучший лекарь". 

    Поделиться