Сегодня согласительная комиссия должна рассмотреть отклоненный 18 июля Советом Федерации закон, позволяющий институтам и вузам создавать малые инновационные предприятия.
Парламентариям придется отложить отпуска и собраться на внеочередные пленарные заседания, чтобы снова рассмотреть этот закон. За скорейшее его принятие накануне высказался президент Дмитрий Медведев. По его мнению, он призван поддержать выпускников университетов, которые в кризисных условиях испытывают большие трудности с трудоустройством.
В принципе данный закон можно назвать прорывом. Ведь борьба вокруг него велась несколько лет. По мнению сторонников закона, складывалась парадоксальная ситуация: авторы научной разработки, созданной в стенах государственного института и вуза, не имели права превращать в товар эту интеллектуальную собственность, заниматься коммерческой деятельностью в сфере высоких технологий. В такой ситуации переход к инновационной экономике выглядел благим пожеланием. Хотя опыт в других странах показывает, что как раз малые предприятия являются тем звеном, которое связывает науку и промышленность. Они готовы взять на себя риск превращения идеи в "железо": создание опытных образцов изделий, а также их малых серий. Без этого невозможно оценить, насколько перспективной окажется на рынке данная научная разработка и стоит ее вообще коммерциализировать. Понятно, что именно эта начальная стадия отпугивает многие крупные компании: чтобы ввязываться в масштабные вложения, им нужны хотя бы какие-то гарантии успеха. Словом, так называемый НИОКР давно стал нишей малых инновационных фирм.
Кстати, вокруг ведущих западных институтов и университетов давно созданы инновационные пояса, где ученые воплощают свои разработки и на этом неплохо зарабатывают. Несколько лет назад о таком поясе заговорили и в Российской академии наук, но действующие законы поставили на данном начинании крест. В итоге инновационная цепочка в России оказалась разорванной: между наукой и промышленностью отсутствует важнейшее звено - малые предприятия, готовые взять на себя самую рискованную, начальную стадию коммерциализации.
Оппоненты, возражавшие против того, чтобы институты и вузы создавали малые инновационные предприятия, ссылались на Бюджетный и Гражданский кодексы, которые и ввели такие запреты для бюджетных организаций. В спорах шли годы, а за это время множество перспективных проектов российских ученых всеми правдами и неправдами оказалось за границей, причем за бесценок.
И вот недавно барьер был снят. Госдума единогласно во втором и третьем чтениях приняла законопроект, позволяющий государственным институтам и вузам создавать предприятия для внедрения своих научных разработок без согласия учредителя, то есть государства. Закон разрешает вузам и институтам вносить в их уставный капитал не деньги, полученные ими из бюджета, а свою интеллектуальную собственность. Для финансирования они могут привлекать соучредителей, которые будут инвестировать внедрение научных разработок, но при условии, что доля акций институтов и вузов в созданном предприятии будет не меньше 25 процентов. Кроме того, эти фирмы не смогут присвоить себе права на результаты интеллектуальной собственности, они останутся у авторов.
Казалось, что при таком редкостном единодушии при голосовании в Госдуме закон без проблем пройдет Совет Федерации. Однако на последнем заседании весенней сессии 18 июля он был отклонен. Претензии возникли не только у сенаторов, но и у ряда министерств, в том числе у минфина. Как пояснила "РГ" вице-спикер верхней палаты Светлана Орлова, ряд положений закона не соответствует Гражданскому кодексу и Бюджетному кодексу: "Основная претензия состоит в том, что финансы, которые будут работать при создании этих инновационных предприятий, могут пройти вне бюджета". Есть и другие замечания, с рядом которых можно, по словам председателя Комитета Совета Федерации по образованию и науке Хусейна Чеченова, согласиться. Например, надо четко прописать, как при ликвидации таких малых предприятий распределять их собственность, что возвращать учредителю, что инвесторам. Или предлагается выделить бюджетному учреждению в уставном капитале не 25 процентов акций, как записано в законе, а не менее 25 плюс одна. Это можно принять, но существенных, принципиальных изменений в законе быть не должно, считает Чеченов.
Сегодня документ будет рассмотрен на согласительной комиссии, а в пятницу Госдума соберется на внеочередное пленарное заседание, чтобы принять уже отредактированный документ. Совет Федерации может провести свое внеочередное заседание в понедельник, 27 июля. Надо сказать, что за последние годы это не первый случай экстренного созыва парламентариев во время летних каникул. В августе прошлого года обе палаты парламента уже собирались на внеочередные заседания, чтобы признать независимость Южной Осетии и Абхазии.
Решение Совета Федерации, отклонившего закон, стало, по словам директора Объединенного института ядерных исследований в Дубне, академика Алексея Сисакяна, печальной новостью для ученых. По его мнению, возможность создавать коммерческие предприятия нужна, чтобы заполнить "белое пятно" в цепочке инновационного развития России.