24.07.2009 02:00
    Поделиться

    За погибшие посевы опять заплатит бюджет, а не страховые компании

    Убытки сельского хозяйства от засухи предварительно оцениваются в 20 миллиардов рублей. По данным минсельхоза, от палящего зноя уже погибло 7 процентов посевов. Аграрии составляют заявки на помощь из федерального бюджета. Теперь в правительстве будут решать, сколько во время кризиса можно заплатить за причуды погоды.

    В идеальном варианте компенсировать убытки за погибшие посевы должны страховые компании. Но для того чтобы этот механизм сработал, владельцы полей должны были застраховать их еще весной. Но в этом году агрострахование, не слишком популярное и до кризиса, вовсе вышло из моды.

    Корреспонденты "РГ" выяснили, много ли полей было застраховано в самых пострадавших от засухи регионах. Оказалось, что в Волгограде в прошлом году под страховкой были 620 тысяч гектаров, в этом году - всего 90. Практически вдвое сократились застрахованные площади в Оренбургской и Самарской областях. Несущественно снизилась популярность страховки в Татарстане (на 0,8 процента). На прежнем уровне осталось агрострахование в Республике Башкортостан, но здесь гарантии на случай чрезвычайных ситуаций есть только на 10 процентов посевных площадей.

    Тем не менее до 2009 года объемы страхования посевов ежегодно росли. Государство наращивало поддержку агрострахования из бюджета. Так, в 2002 году, по информации Федерального агентства по государственной поддержке страхования в сфере агропромышленного производства, было выделено только 200 миллионов рублей, а в 2008-м - уже 3,5 миллиарда. "Скорее всего, нынешняя ситуация объясняется общим понижением объема субсидий на поддержку агрострахования в этом году, - комментирует член правления Национального союза агростраховщиков (НСА), заместитель генерального директора одной из крупнейших российских страховых компаний Николай Галушин. - В прошлом году на компенсацию аграриям части затрат по страхованию сельскохозяйственных культур государство потратило 3,5 миллиарда рублей, в этом году бюджет программы секвестировали до 2 миллиардов".

    По словам Галушина, снижение площади застрахованных полей - результат неблагоприятной экономической ситуации. Субсидии на компенсационные выплаты предоставляются регионам строго по принципу софинансирования: часть оплачивает федеральный бюджет, часть - региональная казна. И некоторые субъекты Федерации в разы снизили объем дотаций, а часть регионов (например, Пермский и Алтайский края) вообще отказались участвовать в программе.

    Однако, по мнению президента ассоциации "Агропромстрах" Леонида Вологдина, дело не в деньгах, а в принципе. С января этого года страховать фермеров с госсубсидиями имеют право только крупные компании с чистыми активами не меньше 850 миллионов рублей. Все остальные могут участвовать в программе только при условии перестрахования не меньше 30 процентов рисков у "подходящей" компании. "Практически все региональные страховщики выбыли из игры, хотя раньше они выполняли до 80 процентов работ по агрострахованию в России", - заявил "РГ" Леонид Вологдин. А крупные компании, по его мнению, чисто физически не могут "объять" всех желающих получить страховку с господдержкой. Они обслуживают тысячу хозяйств из 8,5 тысячи работающих в стране.

    Представители крупнейших страховых компаний продвигали идею "денежного барьера" для участников рынка агрострахования давно. Главный аргумент "монстров" от страхования: именно региональные фирмы, по мнению крупнейших страховщиков, грешили "серыми схемами". То есть аграрии, получив субсидии, тут же "распиливали" с мелкими страховщиками бюджетные деньги. По информации НСА, до 90 процентов государственных субсидий уходило в "серые схемы", когда региональные фирмы правили бал.

    Крупные страховщики обещали создать цивилизованный и прозрачный рынок сельхозстрахования и в этом году добились изменений правил игры. В Федеральном агентстве по государственной поддержке страхования в сфере агропромышленного производства оперативно комментировать "РГ" результаты этой "модернизации" отказались. Однако результат, кажется, оказался не впечатляющим.

    Поделиться