В Русском музее открыта выставка художника Андрея Рябушкина

Знакомый незнакомец - так назвал Андрея Петровича Рябушкина на открытии большой персональной выставки художника известнейший петербургский искусствовед, заведующий отделом живописи второй половины XIX-XX вв. ГРМ В.А. Леняшин.

В самом деле, кто не помнит его хрестоматийной, знакомой еще по учебникам истории начальной школы "Московской улицы XVII века в праздничный день"? Или знаменитой не меньше лиотаровской "Шоколадницы" "Московской девушки XVII века" в ее розовой шубке с развевающимися ленточками в косе и скромно опущенным взором? И тем не менее столь широко и полно творчество Рябушкина не являли зрителю с его юбилейной выставки 1961 года (к 100-летию со дня рождения), почти 50 лет.

Нынешняя экспозиция не приурочена ни к какой дате. Она наглядно демонстрирует желание Русского музея расширить российскую историю искусств, ввести в активный исследовательский и зрительский оборот имена, незаслуженно затененные устоявшимися "брендами", показать их значительность и необходимость. Ведь Рябушкин интересен не только своей исторической тематикой и тем, что остался в еще допетровском XVII веке. Как живописец он решал сложнейшие задачи, работая и в нестандартных форматах, и в нестандартной палитре. У кого еще из российских живописцев вы найдете такую смелую цветовую гамму - сине-красно-желтую? А практически неразрешимое в живописном отношении, но виртуозно выполненное красное на красном в его "Свадебном поезде в Москве (XVII столетие)"? А его виртуозные рисунки карандашом и пером - и иллюстрации, и наброски - когда хочется едва ли не с лупой всмотреться в каждое касание инструментом бумаги. Нет, Рябушкин отнюдь не "живописец средней руки", просто он требует внимательного и неспешного к себе отношения.

Судьба художника складывалась непросто. Родился в крестьянской семье, в четырнадцать лет остался сиротой, поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где был любимым учеником Перова. После смерти учителя продолжил обучение в петербургской Академии художеств.

После окончания академии Рябушкин отправляется в путешествие не по Европе, а по старинным городам России, увлекается памятниками древнерусской архитектуры, чтением исторической литературы, летописей и народных сказаний, в музеях изучает предметы старины. Тихий одинокий художник, едва не отшельник, был далек от художественного мейнстрима своего времени, жил в любимом XVII веке, ощущая его более живым, нежели сегодняшний день. Вот что с нежностью и горечью писал о нем А.Н. Бенуа: "Рябушкин именно не "исторический живописец" мертвенного академического характера, а ясновидец и правдолюбец минувших дней. Но как тяжело давался ему этот культ прошлого, как мало кто понимал его в этих исканиях..."

В последние годы жизни, уже тяжело болея неизлечимым тогда туберкулезом, Рябушкин обращается к темам из современной крестьянской жизни. Одним из последних и значительных произведений художника стала картина "Чаепитие"(1903), которую многие невольно сравнивали с перовским "Чаепитием в Мытищах". Но "Чаепитие" Рябушкина уже следующая страница в истории русской живописи - простота композиции, лаконичность выразительных средств, декоративность колористического решения открывают новую сторону в творчестве мастера, связанную с мироощущением начинающегося ХХ века. К сожалению, жить художнику оставалось совсем недолго - Рябушкин умер в своей мастерской в усадьбе Дидвино, принадлежавшей его другу художнику В.В.Беляеву, 27 апреля (9 мая) 1904 года. Удивительно, сколько успевали в те времена сделать всего за 43 года жизни! Русский музей дает нам прекрасную возможность убедиться в этом.