Ослабленная Россия склонится перед Америкой. Такой скандальный прогноз в интервью Wall Street Journal дал вице-президент США Джозеф Байден. Из Кремля тут же последовали вопросы: почему вдруг второе лицо в американской администрации решило публично высказаться именно в таком ключе и кто в действительности определяет внешнюю политику США?
Всю прошлую неделю Джозеф Байден не сходил с первых полос мировых СМИ. Его визиты в Украину и Грузию не могли остаться незамеченными. Особенно после того, как двумя неделями ранее в Москве президент США Барак Обама доказал, что может не только говорить о перезагрузке российско-американских отношений, но и вести с Москвой диалог с высоким КПД. Заранее была подготовлена и явно согласована с хозяином Белого дома вполне обтекаемая фраза, которую Байден несколько раз повторил почти слово в слово и в Киеве, и в Тбилиси - США не будут улучшать отношений с Россией за счет Грузии и Украины.
Однако чем больше времени его в лучших советских традициях окучивали грузинские и украинские политики, тем менее дипломатичными становились заявления вице-президента. Прорвало Байдена в четверг, когда в стенах грузинского парламента он громогласно вещал о том, что США никогда не признают Абхазию и Южную Осетию. Зал аплодировал стоя. Апогеем же его визита стало интервью Wall Street Journal, которое вице-президент дал в пятницу.
От дипломата Байдена не осталось и следа. Его словно подменил агрессивный дублер в лучших традициях ястребов из администрации Джорджа Буша.
По словам "нового" Байдена, российская экономика выдыхается. Что в итоге приведет к широкому ряду уступок Западу со стороны Москвы в вопросах национальной безопасности, включая ослабление "хватки" по отношению к бывшим советским республикам и урезание обширного ядерного арсенала.
При этом Байден подчеркивает, что в России сокращается численность населения, идет увядание экономики, банковского сектора и инфраструктуры, которая скорее всего не сможет продержаться в ненешнем виде в течение 15 лет. "Россия в ситуации, когда мир меняется перед ней, а она цепляется за что-то в прошлом, а это не является устойчивым", - подытожил вице-президент.
В Кремле не стали скрывать своего недоумения. Ответ помощника президента России Сергея Приходько на слова Байдена был одновременно эмоциональным и дипломатичным: "Возникает вопрос: кто определяет внешнюю политику США - президент или, пусть и уважаемые, но члены его команды? А то это мы уже проходили". Неужели Вашингтон опять лукавил, когда в Белом доме говорили об искреннем желании вывести российско-американские отношения на качественно новый уровень?
Ведь меньше трех недель назад в Италии на саммите "большой восьмерки" все участники встречи объявили о своей заинтересованности в улучшении атмосферы в российско-американских отношениях. А за два дня до этого в Москве президенты России и США провели, по словам Приходько, "как мы думаем, позитивный и серьезный разговор". "Если эта атмосфера некоторым членам команды и членам правительства Барака Обамы не нравится, пускай так и скажут. Если они не согласны с линией собственного президента, мы должны об этом просто знать", - продолжил рассуждать вслух помощник президента России.
При этом более чем очевидна заинтересованность Кремля разобраться в том, что в действительности сейчас происходит в Белом доме. "Для России очень важно, как наши американские партнеры подходят к реализации очень весомых договоренностей и документов, подписанных в ходе визита президента США Барака Обамы в Москву. Поэтому все, что касается их оценки отношений с Россией, мы воспринимаем с повышенным интересом, - пояснил Приходько. - Мы помним многочисленные заявления президента Обамы, созвучные нашим подходам, его концепцию "ядерного нуля". И увязки вице-президентом США серьезной работы (по сокращению ядерных потенциалов - "РГ") с якобы экономическими причинами, а не с той ответственностью, которую Россия и США несут перед международным сообществом, совершенно непонятны". Что же касается заявлений Байдена об увядании российской экономики, то, по мнению помощника президента России, "сваливать с больной головы на здоровую, как говорят в России, просто некрасиво". Ведь о серьезнейших системных проблемах американской экономики уже написаны тысячи статей и аналитических докладов.
Так о чем же думал Байден, когда давал это скандальное интервью? Об этом, конечно же, можно лишь догадываться. Но есть одно событие, произошедшее всего за несколько часов до общения вице-президента с корреспондентом The Wall Street Journal, которое, возможно, несколько прояснит ситуацию. В прошлую пятницу в США стали известны результаты последних социологических исследований, согласно которым рейтинг Обамы снизился еще на 8 пунктов и составил всего 54 процента. Всего, потому что еще пару месяцев назад хозяин Белого дома пользовался просто феноменальным успехом. Но обамомания, видимо, прошла.
При этом 75 процентов республиканцев не доверяют президенту-демократу. Больше всего Обаму, конечно же, критикуют за плохие экономические показатели. Что же касается внешней политики, то, по мнению львиной доли республиканцев, президент США слишком мягок. Экономикой Байден почти не занимается. Зато на внешних рубежах он может и должен помогать Обаме. Не исключено, что вице-президент ради повышения рейтинга решил показать американцам, что новая администрация может быть и крайне жесткой в своих высказываниях. Однако в данном случае Байден явно оказал Обаме настоящую медвежью услугу.
Ведь за заявлениями должны последовать действия. Иначе рейтинг лишь только еще больше упадет. А вот собирается ли в действительности Барак Обама затягивать гайки по отношению к России? Хочет ли он пойти по стопам своего предшественника, который наглядно показал, что плохие отношения с Россией не отвечают национальным интересам США? На эти и многие другие вопросы Обаме теперь придется давать четкие ответы. Тогда и станет понятно, кто на самом деле хозяин в Белом доме.