В минувшую субботу решалась судьба подземного зала Большого театра, который здесь строится в ходе реконструкции исторического здания на Кузнецком Мосту.
Вывод, к которому пришел мэр Москвы Юрий Лужков, состоит в том, что этот зал должен предназначаться только для создания комфортабельных условий для зрителей театра и для репетиций хора с оркестром. Концерты, как предполагалось раньше, в нем проводиться не будут.
"Окончательное решение, каким этому залу быть, примут в понедельник, после дополнительного анализа нагрузки на все предполагаемые там помещения и консультаций со специалистами", - рассказал корреспонденту "РГ" Юрий Михайлович. Напомню: подземный зал, расположенный на 20-метровой глубине, автор проекта реконструкции Большого театра - Никита Шангин, первоначально был рассчитан на проведение и репетиций, и массовых концертов. Но, после того как этим летом по поручению президента РФ к реконструкции Большого театра подключилась столица, мэр, вникнув в суть дела, жестко раскритиковал эту идею.
- Я не представляю, как в этот бункер будут спускаться зрители, - говорил Лужков две недели назад на очередном совещании на Кузнецком Мосту. - Кругом - встречные потоки. К тому же все современные театры мира, как правило, оснащены эскалаторами. А тут - узкие винтовые лестницы, на которых пожилой человек окочурится, пока спустится на минус четвертый этаж. В гардеробе и буфете теснота, впечатлениями от первого акта с друзьями в таких условиях не поделишься.
Назвав такой проект "преступлением перед Большим театром и теми, кто придет сюда насладиться балетом или оперой", мэр потребовал от архитекторов срочно переработать его. Учитывая, что делать это приходится в условиях уже пятый год ведущейся реконструкции, к архитекторам института "Курортпроект" подключили коллег из "Моспроекта-2". И вот, наконец, плоды их общих усилий переданы мэру и прошли первое обсуждение.
Павел Андреев, руководитель мастерской N 14 "Моспроекта-2", возглавивший совместную рабочую группу, рассказал корреспонденту "РГ": "Теперь подземный зал не предназначен для проведения концертов и вообще для широкой публики. Мы предложили его использовать только для проведения репетиций хора с оркестром. Никакими другими способами изменить ситуацию кардинальным образом невозможно".
Комфорта же для зрителей, по мнению проектировщиков, можно достигнуть двумя путями: отдать под фойе, гардеробы, которых всегда в Большом не хватало, буфеты и помещения для выставок либо один, либо два верхних подземных этажа, отрезав их от репетиционного зала по высоте. Иксанов выступает за то, что достаточно одного, так как, чем выше останется пространство в репетиционном зале, тем лучшее звучание во время репетиций оно обеспечит. Но достаточно ли площади одного этажа для того, чтобы уйти от тесноты, для зрителей? Это и должны еще раз просчитать к сегодняшнему дню проектировщики и специалисты всех служб.
В целом же Юрий Лужков подтвердил корреспонденту "РГ" вывод, сделанный неделю назад министром культуры РФ Александром Авдеевым: критическая ситуация с реконструкцией Большого театра осталась позади.
- Сейчас здесь, наконец, как того и требует фронт работ, трудится около двух тысяч человек, - рассказал мэр. - Это значит, что вполне реален ранее намеченный городом срок: 10 августа начать посадку исторических стен Большого театра на постоянный фундамент (сейчас они держатся на 2172 временных сваях). Теперь главное - нормальная координация и контроль за тем, чтобы эти люди не мешали друг другу.
Еще одна задача, которую в числе первоочередных поставил мэр перед строителями: не позднее сентября дать в здание театра тепло. Это позволит параллельно вести работы по реставрации интерьеров, отделки и всего инвентаря.