На внешнеполитической арене Россия должна выглядеть современным, сильным, прагматичным, сдержанным государством, способным в то же время сказать свое слово в международном контексте. И образ медведя, по мнению президента Дмитрия Медведева, ей очень подходит. Да и главе государства он приятен.
Дмитрий Медведев продолжил серию телевизионных интервью, которые раз в месяц он по очереди дает трем федеральным российским каналам. На этот раз в эфире НТВ речь зашла о внешней политике.
В последние несколько месяцев Россия вела активную внешнеполитическую работу. В июне она началась саммитами ШОС и БРИК, плавно перетекла в африканское турне президента и завершилась в июле российско-американской встречей в верхах и саммитом "большой восьмерки" в итальянской Аквиле.
Многие из принятых за это время решений и те, что еще предстоит принять, имеют не только международное значение - от них потом зависят и решения, принимаемые внутри стран. "Я действительно так считаю и уверен, что это соответствует истинному положению дел, - объяснил глава государства. - Мы стремимся создать современную развитую конкурентную страну. Такую страну мы можем создать только в том случае, если у нас будут нормальные отношения с окружающим миром. Попытка выстроить развитое сильное общество, сильную экономику в отрыве от международной жизни - это бессмысленная затея".
А мир сегодня связан по всем без исключения аспектам, будь это безопасность, финансы или экономика. Для России выгода есть даже в отношениях с такими, казалось бы, далекими странами, как государства Латинской Америки и Африки. "Если мы сможем получать больше денег от внешней торговли, значит, у нас будет больше доходов для решения наших внутренних задач", - увязывает внешнюю и внутреннюю политику глава государства. Если бы сегодня наша внешняя торговля была лучше диверсифицирована, то мы не так сильно пострадали бы от снижения цен на нефть.
Российская внешняя политика в последнее время характеризуется не только возвращениями на тот или иной континент, но и новым термином - "перезагрузка". Прежде всего это касается отношений с США, которые Вашингтон, по словам вице-президента Джозефа Байдена, не хотел бы развивать за счет третьих стран - Украины и Грузии.
- Я вообще не считаю правильным, чтобы отношения с Россией, если использовать эту весьма условную американскую терминологию, "перезагружались" за счет каких-то других стран, - подчеркнул Медведев. - Нам нужны нормальные, рабочие, дружеские отношения с Соединенными Штатами Америки.
А относительно той же Украины российский лидер считает, что отношения наших государств в скором времени должны выправиться. "Эти расчеты основаны просто на чувстве взаимовыгодности таких отношений, на ощущении того, что это нужно нашим народам, - пояснил свои ощущения президент. - Это очевидная вещь - просто без этого трудно представить их будущее".
С Грузией ситуация сложнее. Во-первых, потому, что между Москвой и Тбилиси фактически отсутствуют межгосударственные отношения: нет даже контактов по дипломатическим каналам. Во-вторых, Грузия, да и Украина оказались точками напряжения в отношениях России и НАТО, которое стремилось принять Тбилиси и Киев в свои ряды. Правда, сейчас это рвение поугасло. "Насколько я понимаю, в последнее время осознание того, что оба эти уважаемые государства еще не готовы к тому, чтобы принять такого рода решения, и сам альянс не готов для того, чтобы впитать их, оно все-таки приходит, - сказал Дмитрий Медведев. - В конечном счете мы на эти процессы не влияем, но открыто высказываем свою позицию. И я считаю, что это честная позиция".
- Мне бы хотелось, чтобы наш образ был образом современного и сильного государства, прагматичного, сдержанного, в то же время способного сказать свое слово в международном контексте, - заговорил глава государства о восприятии России в остальном мире. - Образом государства, которое является постоянным членом Совета Безопасности Организации Объединенных Наций; образом государства, от которого зависят очень многие вопросы в международном раскладе сил.
Образ, считает Медведев, должен быть собирательным, но комфортным для тех, кто общается с нашей страной. Вообще образ у России уже есть - его активно используют не только в остальном мире, но и у нас в стране. Это образ русского медведя. Оказалось, что Дмитрию Медведеву он близок и даже приятен.
"Если говорить серьезно, то, конечно, для того чтобы выглядеть сильными, мы должны быть современными, - заявил президент. - Поэтому, для того чтобы нас правильным образом воспринимали, мы должны решить свои неотложные проблемы, проблемы прежде всего социально-экономического порядка. Потому что, если мы сможем их решить, нам, конечно, проще будет решать какие-то международные задачи".
А проблем, мешающих стать стране сильной, в России много. Одной из них считается коррупция, против которой уже развернут Национальной план по борьбе с коррупцией. "До тех пор пока о России будут думать как о государстве, где запредельно высокий уровень коррупции, к нам будут и относиться соответствующим образом, - согласился глава государства. - Значит, задача властей - победить коррупцию, как бы это сегодня, может быть, нереально ни звучало".
Очередной мерой против этой российской беды стал закон об антикоррупционной экспертизе законопроектов и законов, с целью выявления коррупционных возможностей. "Это очередной шаг в области создания соответствующих нормативных актов, посвященных противодействию коррупции, и не последний шаг", - подчеркнул Медведев.
Государство и дальше должно думать о совершенствовании законодательства. Хотя сейчас уже, считает президент, вопрос стоит несколько иначе, поскольку есть и национальный план по борьбе с коррупцией, и пакет антикоррупционных законов, принят ряд подзаконных актов.
- Сейчас главное - научиться этим пользоваться, не бояться применять эти документы, сделать так, чтобы эти документы работали, чтобы те, кто их применяет, не боялись, что им завтра за это надают по шапке, - считает Дмитрий Медведев. - Это самое сложное.