27.07.2009 03:00
    Поделиться

    Андраник Мигранян: Визит вице-президента США в Грузию и Украину оставил противоречивые впечатления

    Визит вице-президента США Джозефа Байдена в Грузию и Украину дал возможность уточнить итоги российско-американского саммита в Москве. Байден мог бы прояснить целый ряд вопросов, поднятых на московском саммите во время встреч Обамы с президентом Медведевым и премьер-министром Путиным о политике США по отношению к постсоветскому пространству в целом и к Украине и Грузии в частности.

    С чем стороны пришли к этому саммиту? Если российские власти, пусть не без труда, но все-таки справляются с экономическим кризисом, а президент Медведев продолжает политику президента Путина по сохранению стабильности и преемственности во внутренней и внешней политике, что было лейтмотивом его президентской кампании 2008 года, то этого нельзя сказать о Соединенных Штатах. Американский президент пришел к власти под лозунгом перемен, и, конечно, эти перемены должны касаться и внутренней, и внешней политики. Внешней политики в особенности, потому что Обама во время президентской кампании раскритиковал в пух и прах внешнюю политику Буша, который вовлек США в две войны, создал массу проблем с союзниками и партнерами и способствовал небывалому росту антиамериканизма во всем мире. В результате США потребуется предпринять серьезные усилия для того, чтобы заново выстроить отношения со своими партнерами и союзниками и найти пути выхода из двух войн, которые непосильным грузом легли на плечи американского бюджета и налогоплательщиков. Таким образом, если для российской стороны достижение каких-то успехов в двухсторонних отношениях в результате саммита было желательным, но не жизненно важным, то для США это носило крайне необходимый характер. Со времени прихода к власти Обамы прошло уже немало времени, но новая администрация на данный момент может похвастаться лишь весьма скромными результатами во внешней политике.

    Экономики обеих стран сегодня переживают не лучшие времена. Однако в России власти пытаются выйти из этой ситуации, используя собственные внутренние финансовые резервы, тогда как США в своих отчаянных попытках бороться с кризисом полностью зависят от внешних кредиторов, важнейшим из которых на сегодня является Китай. В стране стремительно растут как государственный долг, так и дефицит государственного бюджета. Как в США, так и в России высок уровень безработицы. Президент Обама предложил чрезвычайно амбициозные планы по реформированию здравоохранения, образования, энергетической сферы и инфраструктуры, которые потребуют многомиллиардных инвестиций - денег, которых сегодня нет у правительства США. И в этом отношении американская администрация и американский президент находятся гораздо в худшем положении и испытывают гораздо большее давление внутри США, чем их российские коллеги. Конечно же, многие из вышеперечисленных проблем стоят и перед российскими властями, однако приход к власти нового российского президента не был обусловлен обещаниями подобно Обаме революционно преобразовать страну. С постепенным снижением популярности нового президента США в связи с продолжением экономического кризиса и ростом безработицы Обама сегодня вынужден предпринимать быстрые, а иногда и рискованные шаги как во внутренней, так и во внешней политике для того, чтобы не растерять уровень доверия к себе и к своей администрации в глазах американского народа.

    Чего же хотели стороны от июльского саммита? Необходимо отметить, что российская сторона не имела больших ожиданий накануне саммита и трезво относилась к самой идее "перезагрузки" российско-американских отношений. Причиной было то, что накануне саммита от представителей американской администрации были в основном слышны заявления о том, что ее позиции по целому ряду вопросов по отношению к России остаются неизменными. Среди них - планы США по расширению НАТО на восток, с возможным включением в состав этой организации Украины и Грузии, размещение элементов противоракетной обороны в Чехии и Польше, вмешательство во внутренние дела государств постсоветского пространства и продолжение американской линии избирательного вовлечения и избирательного же сдерживания России в решении тех или иных вопросов мировой политики. Этой линии по отношению к России придерживались как администрация Клинтона, так и Буша-младшего. К сожалению, перед саммитом новая администрация также ничего не предприняла для того, чтобы хотя бы начать в конгрессе процедуру отмены злополучной поправки Джексона-Вэника.

    Как уже отмечалось, достижение хоть какой-то договоренности с Россией во время саммита относительно проблем, имеющих критическое значение для США, было чрезвычайно важным для новой американской администрации. Российская сторона пошла навстречу пожеланиям президента Обамы, и в ходе саммита был подписан целый ряд важных документов, среди которых особенно значимым для США было соглашение о транспортировке военных грузов в Афганистан через российскую территорию. Были подписаны также соглашения о контроле над ядерным вооружением и возобновлении военного сотрудничества между двумя странами. В идеале США хотелось, чтобы Россия взяла на себя формальные обязательства по недопущению превращения Ирана в ядерную державу. Однако Москва ограничилась лишь заверениями о готовности вместе с США произвести оценку потенциальной угрозы, исходящей от реализации ядерной программы Ирана. Она не стала брать на себя никаких конкретных обязательств по этому вопросу, точно так же как и США не взяли на себя никаких формальных обязательств ни по отказу от дальнейшего расширения НАТО на восток с включением в состав этого блока Украины и Грузии, ни по приостановке разворачивания третьего позиционного района противоракетной обороны в Восточной Европе. Однако и экспертные круги, и люди, близкие к Обаме, неоднократно говорили до саммита о том, что в таких обязательствах нет острой необходимости, так как по умолчанию известно, что в ближайшие годы дальнейшее расширение НАТО не стоит на повестке дня и что никто не собирается приглашать в состав этой организации Грузию и Украину. Что же касается разворачивания третьего позиционного района противоракетной обороны в Восточной Европе, то этот вопрос также не является приоритетным для новой американской администрации и его реализация может быть отложена на неопределенное время.

    Крайне важным итогом саммита, которым обе стороны остались очень довольны, явилось изменение тональности в российско-американских отношениях. Оно все-таки произошло, и не потому, что этого очень хотела российская сторона. Изменение тональности в отношениях с Россией отвечает предвыборным обещаниям президента Обамы, которые сводились к тому, что новая внешняя политика США покончит с унилатерализмом предыдущей администрации и что Вашингтон начнет гораздо в большей степени согласовывать свои внешнеполитические шаги со своими союзниками и партнерами, учитывая их интересы. Изменение тональности явилось всего лишь результатом того, что США сегодня уже не могут позволить вести себя так, как они это делали в 1990-х и начале 2000-х годов. Для этого даже у этой очень богатой страны больше нет необходимых ресурсов.

    По свидетельству помощника российского премьера по международным вопросам Юрия Ушакова, во время встречи Владимира Путина с Бараком Обамой основательно были обсуждены вопросы, связанные с российскими интересами применительно к постсоветскому пространству, а особенно - к Украине. Эти вопросы являются на сегодняшний день чрезвычайно чувствительными для России. Ушаков выразил надежду, что эта озабоченность будет воспринята Обамой очень серьезно и, как следствие, будет учтена Вашингтоном в будущем. Это особенно важно, так как Украина находится в преддверии президентских выборов. Внутренние расколы и острые политические конфликты этого государства не могут оставить в стороне ни Россию, ни США. Действия последних двух будут судьбоносными, так как они могут способствовать как дальнейшей эскалации напряженности в Украине, а вследствие этого и росту напряжения между Россией и Западом, и особенно между Россией и США, так и сохранению стабильности политической ситуации в этой стране. Этот фактор будет оставаться влиятельным как в ходе президентской кампании, так и после выборов в независимости от того, кто станет победителем президентской гонки.

    Произойдет ли на самом деле в отношениях Россия-США "перезагрузка", зависело по окончанию саммита от того, как США поведут себя по отношению к постсоветскому пространству. Благо ждать оставалось недолго, так как сразу же после встреч в Москве был запланирован визит вице-президента США Джозефа Байдена в Грузию и Украину, который мог бы ответить на вопрос, насколько серьезно воспринял президент Обама озабоченности и интересы России, выраженные ему во время московских встреч.

    Только после визита Байдена можно было оценить общий итог российско-американского саммита в Москве. Если, к примеру, в ходе своего визита в Тбилиси и Киев вице-президент заявил бы, что эти государства являются суверенными и независимыми и что уровень их независимости определяется уровнем их враждебности по отношению к России, то общий итог саммита в Москве можно было бы назвать провальным. А если бы он, наоборот, огласил то, что Россия является важным партнером для США и Запада и что со временем мы все должны научиться конструктивно взаимодействовать и находить точки соприкосновения друг с другом, то это бы свидетельствовало о том, что президент Обама всерьез принял к сведению озабоченность и интересы России.

    Визит вице-президента США Байдена в Грузию и Украину оставил противоречивые впечатления. С одной стороны, он сказал много правильных слов. В ходе визита Байден фактически сделал все для того, чтобы убедить страны Восточной Европы и бывших республик СССР в том, что улучшение отношений между США и Россией происходит не за их счет и что в этом нет игры с нулевой суммой. Первая часть послания Байдена к этим странам сводилась к тому, что потепление российско-американских отношений не только не угрожает их интересам, но и, наоборот, Украина и Грузия могут извлечь выгоду от конструктивного взаимодействия между Россией и США на постсоветском пространстве. К сожалению, в послании Байдена была и вторая часть: в Тбилиси американский вице-президент не удержался от соблазна подыграть антироссийским нападкам грузинского президента. Однако хочется выразить надежду, что все-таки именно первая часть послания Байдена поддерживается президентом Обамой и в совокупности оба эти визита были призваны продемонстрировать республикам бывшего СССР то, что новая американская администрация реально настроена на "перезагрузку" отношений с Россией и всерьез воспринимают ее озабоченность относительно этого региона.

    Было бы весьма полезно, если бы в рамках созданной комиссии под патронатом двух президентов мог быть создан механизм для оперативного взаимодействия именно по таким чувствительным вопросам, как развитие внутриполитических процессов на Украине, на Южном Кавказе и в других регионах постсоветского пространства. Своевременные консультации могут предотвратить негативное развитие политических процессов в этих чувствительных для двух стран зонах, что позволит обеим сторонам избежать ненужного роста напряжения между ними.

    В заключение хотелось бы подчеркнуть чрезвычайную важность понимания американской администрацией чувствительности российских властей относительно постсоветского пространства и привести слова одного из лучших американских специалистов по России Ричарда Пайпса, который, между прочим, никогда не испытывал особенно нежных чувств ни к коммунистической, ни к антикоммунистической России. В своей недавней статье в Moscow Times он пишет: "Приглашение бывших советских республик в НАТО, а в особенности Украины, - опасная политика. Если Украина вступит в НАТО, то велика вероятность того, что Кремль начнет очень серьезно рассматривать возможность военной интервенции в ответ на подобное решение Киева". Это мнение человека, который всю свою жизнь посвятил изучению истории Российского государства. Я думаю, что американскому руководству стоило бы прислушаться к его словам и, как предлагает Пайпс, "принять к сведению чувствительность России по определенным вопросам и не раздражать ее ни словами, ни действиями".

    Справка "РГ"

    Институт демократии и сотрудничества - некоммерческая, негосударственная организация. Занимается проблемами гражданского общества и международных отношений, вовлекая в дискуссии политиков, экспертов, правозащитников и журналистов из разных стран.

    Поделиться