Мировые компании публикуют финансовые итоги за первое полугодие. Становится понятным: кризис коснулся не всех. Компании, рискнувшие вывести на рынки в кризис новую продукцию, - в прибыли. Российских среди них мало. Чистая прибыль LG Electronics возросла во втором квартале на 62,1% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года. По словам представителей LG, одной из главных причин стал выход новых моделей на рынок.
Но так не у всех. К примеру, чистая прибыль норвежской телекоммуникационной компании Telenor во втором квартале 2009 года упала на 61% , составив 150 миллионов евро. Telenor остается завидовать стабильности нидерландской телекоммуникационной компании Royal KPN N.V., чистая прибыль которой в первом полугодии 2009-го не изменилась и составила 687 млн евро - такие данные содержатся в отчете компании. Правда, выручка снизилась на 5,9% и составила 6,81 млрд евро. Чистая прибыль KPN во II квартале 2009 года выросла на 4,8% - до 370 млн евро против 353 млн евро годом ранее, а выручка за этот же период снизилась на 6,9% и составила 3,41 млрд евро.
Аналитики Hyundai прогнозировали снижение чистой прибыли до 345 млн долларов и ошиблись. Во втором квартале Hyundai зарегистрировала рекордную чистую прибыль - $650 млн. По итогам второго квартала 2009 года чистая прибыль компании увеличилась на 48% - до 650 миллионов долларов, сообщает агентство Bloomberg со ссылкой на заявление компании. Получение рекордной чистой прибыли объясняется прежде всего увеличением прибыли совместного предприятия Hyundai Motor Co. и корпорации Kia Motors в КНР. Что касается ситуации в России, то на нашем рынке практически не оказалось успешных игроков. Как почти не оказалось и таких, кто готов вывести новую линию продукции в разгар кризиса. Михаил Дмитриев, президент Центра стратегических разработок, считает это закономерным, а исключения - очень показательными:
- Выход на рынок с новой линией продукции - это прерогатива обрабатывающей промышленности, - сказал Дмитриев "РБГ", - тогда как в России высока доля добывающих отраслей. Выдумать принципиально новый продукт в сырьевой отрасли - сложнее, чем в обрабатывающей.
Отдельные успехи подтверждают этот вывод, считает он: "При выводе новой линии продукта в России огромную роль играют прямые иностранные инвестиции и импорт технологий". Те, кто этим занялся, преуспел. Так, машиностроительный завод в Тамбовской области в этом году запустил новую линейку тракторов с использованием немецких комплектующих, и на эти трактора имеется платежеспособный спрос как минимум на три года вперед по линии агролизинга. В втором квартале этого года, в самый разгар кризиса, российские машиностроительные предприятия увеличили экспорт машин и оборудования почти на 20%. Другим примером могут послужить поставщики экологичной мебели из Республики Татарстан, которым удалось выйти на немецкий рынок благодаря компании Ikea. В Калужской области на полную мощность в первом квартале вышла линия по сборке грузовиков "Вольво" и принято решение о досрочном вводе еще одной линии по сборке грузовых моделей "Рено", которые заняли выгодные ниши на рынке специализированных грузоперевозок.
Остается сожалеть, что модернизационный тренд коснулся далеко не всех, подытоживает эксперт.