28.07.2009 03:00
    Поделиться

    Антимонопольщики выясняют, нет ли среди них сговора среди молочных компаний

    Антимонопольщики выяснят, нет ли среди них сговора

    Подмосковное управление ФАС заподозрило четырех крупнейших молочных переработчиков в ущемлении конкуренции на рынке молочной продукции. Антимонопольщики считают, что компании "Вимм-Билль-Данн", "Данон", "Эрман" и "Кампина" намеренно снизили закупочные цены для производителей. Однако этот факт ФАС еще предстоит доказать.

    Территориальное управление ФАС ссылается на данные министерства сельского хозяйства Московской области: указанные компании в декабре прошлого года одновременно снизили закупочные цены на молоко на 4-5 рублей (примерно на 25 процентов). При этом, как пояснил "РГ" начальник отдела контроля товарных рынков УФАС по Московской области Павел Жихарев, указанные компании осуществляют закупку и переработку около 90 процентов молока, производимого на территории области.

    ФАС отнюдь не в первый раз попадает в молоко. Поверки на молочном рынке идут с июня прошлого года. Однако тогда требовалось устранить дисбаланс ценообразования на рынке молочных продуктов, в первую очередь - между цельным молоком и продуктами из сухого молока. Один из последних мониторингов ФАС показал, что отпускные цены на молоко в большинстве регионов либо остаются стабильными, либо снижаются.

    В Московской области, по данным УФАС, закупочные цены ниже рентабельности его производства. Часть предприятий не в состоянии поддерживать производство и расплачиваться с банками по кредитам. Правда, факт нарушения антимонопольного законодательства на молочном рынке еще требует доказательств. Если сговор компаний подтвердится, им грозит штраф от 1 до 15 процентов с годового оборота.

    То, что ФАС придает такое большое значение молочной программе, можно объяснить как минимум двумя обстоятельствами. Во-первых, федеральное правительство заявило о намерении начать в этом году закупочные интервенции на рынке молока, чтобы поддержать цену в интересах сельского хозяйства. Если ФАС докажет сговор, закупочные цены поднимутся и по крайней мере часть бюджетных средств можно будет сэкономить.

    К тому же молоко - это еще и социальный продукт, главные его потребители - старики и дети. По данным минпромторга, в июне, например, сокращение продаж наблюдалось практически по всем видам продуктов, за исключением молока.

    Между прочим, на прошлой неделе разгорелся еще один "молочный" скандал. Компания "Данон" на упаковке йогурта поместила надпись "всего 20 рублей". Этот факт также не понравился антимонопольщикам.

    "Рекомендованные цены на упаковке могут повлиять на стоимость этих товаров у предприятий розничной торговли. Поэтому мы усмотрели в действиях "Данон" попытку координировать работу хозяйствующих субъектов", - пояснила "РГ" замначальника управления химической промышленности и агропромышленного комплекса ФАС Ирина Епифанова. Однако сами молочники не видят ничего плохого в ценниках на упаковке. В свое время другой крупный российский молочник уже обращался к антимонопольщикам за разрешением на рекомендованные цены, но получил отказ.

    Возникает вопрос: цену от производителя можно найти на любой пачке сигарет и на обложках журналов. Почему им можно, а йогуртам и творожкам нельзя?

    Как пояснили в ФАС, ценники или пометки "свободная цена" на печатных изданиях - обязательное требование закона о СМИ. А указывать максимальную розничную цену на сигаретных пачках производителей табака обязывает налоговый кодекс (эта цифра необходима для подсчета акцизов). Табачники быстро оценили пользу от максимальной розничной цены в качестве налоговой базы для исчисления акциза, что, по мнению директора Совета по вопросам развития табачной промышленности Надежды Школкиной, позволило эффективнее собирать налоги. Кроме того, максимальная розничная цена поумерила аппетиты розничных продавцов, что положительно сказалось и на производителях, и на потребителях табака.

    Месяц назад группа депутатов выступила с инициативой указывать отпускную цену на всех товарах народного потребления. Такие поправки к Закону "О защите прав потребителей" будут рассматриваться в Комитете Госдумы по экономической политике и предпринимательству осенью. Однако эксперты полагают, что у этого предложения мало шансов на жизнь. "Сдерживать высокую торговую наценку будет закон о торговле, а такое предложение как минимум противоречит закону о рекламе", - считает председатель подкомитета государственного регулирования рынка подакцизных товаров Госдумы Виктор Звагельский.

    Поделиться