Падение закупочных цен на молоко побило рекорды - так, в Ярославской области они на глазах рухнули на 40%, сообщил на прошлой неделе губернатор области премьеру РФ. Власть реагирует субсидиями и думает об интервенциях. Производители молока связывают низкие закупочные цены в первую очередь с сезонным перепроизводством и снижением потребления, но многие эксперты бесхитростно именуют явление "необъяснимым".
По мнению Национального союза производителей молока, выручит субсидирование за счет федерального и регионального бюджетов, компенсирующее понесенные убытки последних месяцев. По расчетам союза, необходимо выделить не менее трех рублей за 1 килограмм сырого молока, произведенного и реализованного предприятиям перерабатывающей промышленности начиная с I квартала 2009 года (из федерального бюджета - 2 рубля, из регионального бюджета - 1 рубль). Министр Елена Скрынник заявила, что бюджет до конца июля выделяет 3,5 млрд руб на поддержку 55 региональных программ молочного животноводства. Также принят ряд решений по увеличению таможенных пошлин на ту продукцию, которая способна заместить аналогичную импортную молочную продукцию на территории России. Минсельхозом России достигнута договоренность с белорусскими коллегами о сокращении более чем на 40% поставок сухого молока в 2009 году. В ближайшие три месяца оно не будет ввозиться вообще. Идея интервенционных закупок сухого молока, однако, пока остается идеей, к тому же некоторые производители предлагают закупать не сухое, а ультрапастеризованное молоко.
Аналогичная ситуация создалась и в Европе. Акции протеста проходят сейчас во многих европейских странах. В демонстрациях участвуют тысячи фермеров, которых возмущает резкое падение цен на молочную продукцию. Требования демонстрантов к своим министрам известны уже давно: немедленно снизить квоты на производство молока. О скорых планах по их отмене, чтобы подстегнуть конкуренцию, Европейский союз объявил незадолго до кризиса. Однако за последние месяцы вместо того, чтобы пойти вверх, цены на молочные продукты упали.
Европейские аналитики видят главных виновников бед - это торговые сети, которые завышают цены и тем самым снижают спрос. По их мнению, не нужно никакой специальной рекламы молока, нужно только обуздать торговцев. Это можно сделать с помощью кнута или пряника, штрафовать или дать льготы тем торговцам, которые снизят цены.