28.07.2009 02:00
    Поделиться

    Венедикт Сулаберидзе: В условиях жесточайшей конкуренции цены на портовые услуги диктует потребитель

    На прошлой неделе появилось сообщение, что Федеральная служба по тарифам (ФСТ) разрешила 24 российским портам самим устанавливать тарифы на услуги. Появился даже список портов, но потом оказалось, что приказ ФСТ на самом деле еще не подписан. Чтобы разобраться в этой интриге, мы попросили комментария у исполнительного директора Ассоциации портов и судовладельцев речного транспорта (выступала за отмену госрегулирования тарифов) Венедикта Сулаберидзе.

    - Ассоциация последние пять лет постоянно ставит вопрос об отмене государственного регулирования тарифов на услуги речных портов, кроме редких случаев естественной монополии (как это трактуется статьей 3-й ФЗ "О естественных монополиях") и при обслуживании перевозок в районы Крайнего Севера.

    Наша позиция основана на том, что на внутреннем водном транспорте, где объем транспортной работы снизился с девяностых годов почти в пять раз и где транспортные услуги оказывают тысячи вновь созданных организаций, конкуренция настолько высока, что ликвидация любого "игрока" на рынке услуг речного транспорта останется незамеченной клиентурой.

    Отдельные организации могут попасть под понятие "доминирующего положения" на рынке по формальным признакам, т. е. могут какую-либо работу выполнять в размере 35-50 процентов от объема в соответствующем регионе, но это происходит только потому, что конкуренты не могут оказывать эти же услуги такого же качества и по таким же ценам.

    Действительно, нуждаются в государственном ценовом регулировании лишь услуги, которые целесообразно осуществлять в условиях естественной монополии - как правило, такая ситуация складывается при использовании инфраструктуры, являющейся собственностью государства (например, причалы Северного речного вокзала в Москве). Кстати, наша позиция поддерживается ФАС.

    Диалог с ФСТ развивается трудно, но в конструктивном направлении. Уже выведены из госрегулирования и исключены из реестра несколько портов, и нынешнее решение о приостановке регулирования по внутренним речным портам Европейской России, по нашему мнению - своевременный шаг. Из-за кризиса объем работы портов сократился на 40-60% к прошлому году - что же здесь регулировать, если у конкурентов на рынке производственные мощности загружены на 15-20%?

    Что касается рынка, он от новации "ничего не почувствует", т. к. в условиях жесточайшей конкуренции условия оказания портовых услуг и тем более цены на эти услуги диктует потребитель. Наша позиция остается прежней - лучше сразу "покончить" с этой проблемой и исключить порты из реестра. Решение, которое принято ФСТ, обременяет организации вполне приемлемым (терпимым) объемом информации, представляемой в ФСТ для мониторинга ситуации. Мы надеемся, что этот опыт приведет к окончательному решению - исключению портов внутреннего водного транспорта из реестра естественных монополий.

    Поделиться