Главные ориентиры финансового плана, по которому Россия будет жить три года, готовы. Во вторник поздно вечером минфин направил в правительство основные параметры федерального бюджета на 2010 - 2012 годы, а вчера правительственная комиссия во главе с премьером Путиным была готова его обсуждать.
В этом году минфин впервые после сытных лет "нефтяного" профицитного бюджета столкнулся с его дефицитом - уже в 2010 году, по оценкам минфина, он составит 3 триллиона 186,6 миллиарда рублей, или 7,5 процента ВВП. При этом доходы прогнозируются на уровне 15,7 процента ВВП, а расходы - в 23,2 процента. Поэтому верстался документ драматично, по принципу "с миру по нитке". Но если с суверенными фондами - Резервным и Национального благосостояния, с помощью которых минфин будет закрывать триллионные бреши в бюджете, равно как с возвратом к политике внешних и внутренних заимствований, все было более-менее заранее ясно, то конкретные изменения в Налоговом кодексе, которые минфин впервые озвучил на прошлой неделе, мягко говоря, "взорвали" бизнес. В частности, в поиске дополнительных источников доходов минфин покушается на святую святых - благосостояние "Газпрома", собираясь повысить налог на добычу природных ископаемых на газ вкупе с экспортной пошлиной на голубое топливо. В минувшую субботу, сразу после того как вечером, в пятницу, из минфина впервые просочились эти планы, глава "Газпрома" Алексей Миллер на встрече с премьером заявил, что - против такого развития событий. Взамен он предложил отдать на заклание минфину более щадящий для "Газпрома" вариант - повышение импортных пошлин на газ.
Кроме того, минфин планирует повысить экспортные пошлины на нефтепродукты и никель. К латанию дыр подключат и Центробанк. На три года предлагается принять норму о зачислении в федеральный бюджет прибыли Банка России в размере 75 процентов. К примеру, в 2010 году это принесет дополнительно в федеральный бюджет четверть миллиарда рублей.
Увеличение госпошлины, собираемой государством с организаций и граждан при оформлении различного рода жизненно важных для людей юридических документов - от регистрации бланков до российского гражданства, также оказалось в зоне финансовой атаки ведомства Алексея Кудрина. Кроме того, латая бюджетные дыры, минфин намерен подключить еще один дополнительный "крайний" источник - резкий рост акцизов на иномарки, табак и алкоголь включая пиво. Все эти налоговые "сборы" вкупе, по расчетам минфина, ежегодно будут приносить в казну от 120 миллиардов рублей. Например, дополнительные доходы федерального бюджета в 2010 году за счет изменений в налоговой политике составят 124,6 миллиарда рублей. А всего в прогнозе доходов федерального бюджета учтены изменения законодательства на 227,2 миллиарда рублей. Это только в 2010 году.
Эксперты скептически относятся к идее минфина повысить налоги, которые дополнительным бременем лягут на экономику. К примеру, повышение акцизов на товары массового потребления больно ударит по населению - совокупный спрос сократится, значит, и доходы промышленности упадут. Суровый подход минфина к акцизной политике вызвал волну беспокойства со стороны ассоциаций, представляющих разные отрасли экономики. Особенно в части повышения акцизов на алкоголь и пиво. Вслед за главой "Газпрома" напрямую к премьеру с просьбой выбрать оптимальный вариант налогообложения, чтобы сохранить развитие отрасли и наполнить бюджет, обратились пивовары. Они уверяют, что повышение акциза приведет к сокращению производства на 50 процентов, подорожанию пива и переключению населения на дешевую водку. А изготовители крепкого спиртного, в свою очередь, пугают бумом самогоноварения. Вдобавок представители отрасли в случае утверждения варианта минфина рисуют мрачные картины резкого сокращения налоговых поступлений и рабочих мест.
Все это говорит о том, что утверждение проекта бюджета будет проходить в чрезвычайно накаленной обстановке. Особенно в Госдуме.
Но основные дискуссии, по мнению экспертов, вызовет даже не проблема наполнения бюджета доходами, а проблема уменьшения расходов. И если о сокращении пенсий речь вообще не идет - их, напротив, будут индексировать и даже увеличивать, то на этом фоне могут ожесточиться дебаты вокруг частичного уменьшения расходов на образование и здравоохранение, капзатрат на новое строительство и ремонт объектов, нацпроектов.