Ровно через год должна быть определена судьба каждого из 450 столичных ГУПов. Акционирования не избегут и те предприятия, от которых зависит напрямую жизнедеятельность города.
Таким образом, город хочет добиться существенного снижения издержек и стоимости товаров и услуг, которые ГУПы представляют потребителям, заявила руководитель департамента экономической политики и развития города Марина Оглоблина на заседании столичного правительства. Но как сообщил корреспонденту "РГ" заместитель мэра Москвы, руководитель комплекса имущественно-земельных отношений Владимир Силкин, завершить работу по реформированию в ранее намеченный срок - к концу 2010 года - не удастся. Сошлись на том, что к 1 июля 2010 года по каждому ГУПу должна быть подготовлена программа его преобразования и выпущен на этот счет распорядительный документ. Само же реформирование планируется завершить до конца 2012 года.
Проще всего, по мнению Силкина, решить судьбу ГУПов, которые уже работают в конкурентной среде. Например, предприятие, которое занимается озеленением столицы. Его легко преобразовать в одно или даже несколько акционерных обществ, которые уже будут конкурировать за заказы города с другими фирмами. И таких предприятий в Москве сейчас тоже уже немало.
Что будет с "Мосводоканалом"? По мнению Владимира Силкина, для содержания водохранилища, из которого пьет вся Москва, придется образовать казенное предприятие, а за водопроводную сеть вполне может отвечать акционерное общество, 100 процентов акций которого должно принадлежать городу. Почему не частному лицу? Правительство Москвы считает, что от состояния этих сетей во многом зависит безопасность города, а потому готово и дальше нести ответственность за него.
"Мосводоканал" готов к этим преобразованиям, сказал корреспонденту "РГ" его генеральный директор Станислав Храменков. Правда, аргумент, который чаще всего звучит в пользу АО, ему кажется надуманным: "Говорят, что акционерному обществу проще, чем ГУПу, привлечь инвестиции. Но "Мосводоканалу" нынешняя форма не помешала за последние несколько лет получить больше всех инвестиций в городе - свыше 500 миллионов долларов".
Тем не менее именно на возможность привлечения финансовых потоков уповает руководитель департамента транспорта и связи Москвы Василий Кичеджи, впервые официально обнародовавший на заседании правительства Москвы идею создания транспортной корпорации в форме акционерного общества. Суть ее - в объединении метрополитена и "Мосгортранса". Аргументы, которые Кичеджи привел в ходе обсуждения на Тверской, 13, можно свести к следующему. Сокращение пассажиропотока в первом полугодии на общественном транспорте на 5-8 процентов приведет к сокращению доходности. И это при том, что программа модернизации в этом году уже сократилась на 30 процентов. Других источников финансирования нет, так как рассчитывать на повышение цен на проезд не приходится. Сославшись на оценки экспертов, глава ведомства заявил, что тарифы в Москве достигли критического уровня. Следовательно, все идет к тому, что москвичи перестанут пользоваться общественным транспортом.
Впрочем, никаких официальных документов и расчетов, на каких условиях может быть создана такая корпорация и кому она выгодна, в правительство Москвы пока не поступало. Поэтому, считает Силкин, говорить об этом преждевременно.
Но какой бы путь реформирования ни был избран для оставшихся у Москвы 420 ГУПов, очень важно, подчеркнул Юрий Лужков, чтобы аудитом занялся хозяин, то есть город в лице департамента имущества, а не само предприятие и его руководители. Внимательно мэр призвал отнестись и к подбору руководителей: "Очень многое зависит от их чистоты и чистоплотности".