29.07.2009 23:00
    Поделиться

    Москвичи жалуются: на Кутузовском проспекте не осталось ни одного продуктового магазина

    Москвичи жалуются: на Кутузовском проспекте сегодня не осталось ни одного продуктового магазина. Здесь не купишь ни хлеба, ни молока, ни овощей, ни даже мыла...

    Зато нижние этажи каждого дома сверкают витринами бутиков, банков и брендовых магазинов. "Может, хоть на месте закрытых казино и игровых залов появятся теперь нормальные гастрономы?" - с надеждой спрашивают авторы письма, пришедшего в редакцию.

    Вооружившись авоськой, корреспондент "РГ" отправился на Кутузовский проспект в поисках продуктов.

    Только

    для "белых"?

    А когда-то на Кутузке - так проспект называют старожилы - было немало хороших магазинов: славилась "Кулинария" в генсековском доме (где жили Брежнев, Андропов и прочие вожди), по соседству располагались "Рыба", овощной, напротив работал гастроном с вечной очередью за колбасой, недалеко была знаменитая "Булочная"... А что здесь теперь?

    На месте гастронома в доме N 31 - фирменные магазины "Дикая орхидея", "Три толстяка" и "Нежный возраст". Рыбный вытеснен "Антиквариатом", овощной - банком и бутиком итальянской обуви, молочный - элитными винами. Место хлебного на другой стороне проспекта занял "Спорт-сити", а вместо "Диеты" появился магазин натяжных потолков...

    В доме N 35 долго держался небольшой продуктовый магазинчик, где можно было купить всего понемножку, но его, несмотря на протесты ветеранов, ликвидировали и после ремонта открыли салон "Паркет". А недавно и над витринами бывшего супермаркета "Молоко" возле станции метро "Кутузовская" появилась новая вывеска - "Кухни".

    Итак, на большом отрезке проспекта от Дорогомиловской Заставы до пересечения с Третьим транспортным кольцом нам не попалось ни одного (!) продуктового магазина. Впрочем, если двигаться дальше, то на пути до Триумфальной арки вы найдете лишь элитные "Алые паруса" с соответствующими ценами.

    В 90-х годах, когда на Кутузовском массово выкупались коммуналки, маклеры, расселявшие большие квартиры, без стеснения говорили: Кутузовский будет для богатых. Таким он и стал. Но не все согласились уезжать с насиженного места, за что и пострадали. Пенсионеров в районе много. И где же они покупают еду?

    - За хлебом ходим в палатку к станции метро "Студенческая", - рассказывает Галина Ивановна Мамонова из дома N 37. - Там их несколько - с молоком, фруктами и овощами. Но все намного дороже, чем, например, на рынке у "Багратионовской". За помидорами приходится ехать на метро: на рынке они сейчас 60-80 рублей за килограмм, а в палатке - 100. Открыли нам один социальный магазин на Киевской улице: ветеранам, получившим в управе социальную карту, продукты продают на 20 процентов дешевле, но выбор маленький. И не всем старикам по силам туда доехать...

    Зато на улице, параллельной Кутузке, вплоть до 1 июля насчитывалось пять игорных точек. Теперь вывески сняли. Но появятся ли на их месте продуктовые?

    Авоська, с которой был предпринят поход за продуктами, так и осталась пустой. Впрочем, с таким же успехом можно пройти по Тверской улице, по Ленинскому проспекту... Да везде, где цена квадратного метра зашкаливает за разумные пределы, ситуация не лучше. Как же быть обычным москвичам, вдруг оказавшимся жителями престижных районов?

    Вам - в подвал

    Несколько лет назад в столице была принята программа развития магазинов как шаговой доступности, так и социально ориентированных - для малоимущих. Сегодня в Москве насчитывается около 2 тысяч "шаговых" и под 500 социальных магазинов, из них свыше 340 - в центре и еще 50 должно прибавиться в этом году. Цены здесь на 10-15 процентов ниже, чем в обычных магазинах, а для прикрепленных льготников действуют еще и дополнительные скидки. Понятно, что в центре большинство таких торговых точек расположено на задворках витринных улиц или в подвалах (не отдавать же "золотые" площади под дешевую еду!), здесь тесно и невелик ассортимент продуктов.

    А между тем город рискует потерять и эти магазины. В кризис, когда почти на четверть упал товарооборот, а тарифы и другие расходы выросли, они оказались на грани разорения. Поскольку не только неприбыльны, но - с учетом скидок - работают в минусе. Крупным сетевым магазинам проще найти выход из кризисной ситуации. В том же "Перекрестке" из экономии, похоже, сокращают персонал: по вечерам здесь появились небывало длинные очереди в кассах. А в подвальных точках кого сокращать? Некоторые из них, кстати, уже начали закрываться. Вот и в подъезде нашего дома в районе Давыдково была социальная парикмахерская - недавно на ее дверях появился замок.

    Спасение утопающих

    Мэр Москвы недавно поручил профильным столичным департаментам разработать дополнительные меры для поддержки социальных и "шаговых" магазинов. Уже сейчас, располагаясь в зданиях, принадлежащих городу, эти магазины платят минимальную арендную плату (1 тысяча рублей за квадратный метр). Столица берет на себя и половину оплаты процентной ставки по кредитам, которые эти предприятия берут в банках на закупку продуктов на базах. Но такой поддержки, похоже, недостаточно, если ставить целью не только удержание на плаву существующих социальных торговых точек, но и открытие новых.

    С помещениями в Москве сегодня стало легче: в кризис даже бутики тонут. В центре уже замелькали объявления: "Сдается в аренду". А с 1 июля освободились и площади 500 игорных залов и казино. Когда-то игровые залы вытеснили магазины из центра, но пустят ли их теперь обратно? Неподалеку от редакции на 3-й улице Ямского Поля закрылось казино и в витрине на месте афиши стриптиза появилась вывеска "Салатовое кафе". Власть рассчитывает в дальнейшем перепрофилировать большинство опустевших игорных заведений под социально значимые организации, в частности, под целые центры шаговой доступности, где кроме магазина будут и прачечная, и парикмахерская, и химчистка.

    Прямая речь

    Лариса Коржнева, заместитель руководителя департамента потребительского рынка и услуг Москвы:

    - Мы приглашали к себе собственников как самого игорного бизнеса, так и владельцев освободившихся после него площадей и предложили им побыстрее определяться со своим будущим, разрабатывать новые бизнес-планы. Большинство выразило готовность стать участниками потребительского рынка. В течение месяца ситуация должна окончательно проясниться. Думаю, магазинов и других бытовых предприятий в городе скоро заметно прибавится.

    "Горячая линия" столичного департамента потребительского рынка и услуг: (495) 694-48-52 (по будням с 10.00 до 17.00).

    Московское общество защиты прав потребителей: 625-49-59; 625-43-23.

    Поделиться