В день памяти святого равноапостольного князя Владимира Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Свято-Успенской Киево-Печерской лавре.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Возвещаю вам, братия, что Евангелие, которое я благовествовал вам, не есть человеческое, я принял и научился не от человек, но через откровение Иисуса Христа (Гал. 1:11-12). Мы только что слышали эти замечательные слова апостола Павла; он адресовал их древним Галатам, но через них - всему миру, утверждая великую истину, что Евангелие не есть плод человеческой мудрости, что Евангелие есть Божественное Откровение, то есть слово Самого Бога.
Мы празднуем сегодня день памяти святого Крестителя Руси равноапостольного князя Владимира. И неслучайно эти апостольские слова Церковь предлагает нам в дни памяти святых равноапостольных мужей и жен. Святой князь Владимир жизнью своей явил правоту этих слов. Кем был Владимир до принятия Крещения? Сластолюбивым жестоким правителем. Он был причиной гибели многих невиновных людей. Жажда власти, денег и наслаждений была главной целью его жизни, как она была целью жизни и других тогдашних правителей. Потому и войны велись, и земли захватывались - чтобы было больше власти, чтобы было больше возможностей повелевать другими.
А что произошло после того, как в крещальные воды погрузился князь Владимир? Его жизнь изменилась. Он не стал более жестким, злым, сластолюбивым правителем - он стал правителем, которого народ в умилении и радости сердечной называл Красное Солнышко.
Что же произошло с этим человеком? Почему он те ясные и понятные цели и ценности, которые исповедовал как правитель государства, изменил на другие цели и жизненные ценности? Потому что с Крещением он в свой разум и в свое сердце принял Христа; вместе с Крещением принял новую систему ценностей, столь радикально отличающуюся от того, чем жил, во что верил, ради чего боролся до того.
А что же лежит в основе этой системы ценностей, которой святой Владимир отдал разум, душу и жизнь, ибо желал, чтобы вслед за ним весь народ приобщился к этой системе ценностей? Это Евангельское слово, а в центре этого слова - то, что до сих пор людям трудно понять; то, что не перестает удивлять каждое последующее поколение людей своей новизной и притягательной силой. В центре Евангельского послания - одно и самое главное слово: любовь. Любовь как основа бытия, любовь как основа личной и семейной жизни, любовь как основа жизни общественной и даже государственной.
Эти слова остаются непонятными для многих людей - гораздо понятнее власть, деньги и могущество. Под эти цели можно сверстать любую политическую программу, можно вдохновить людей на борьбу, даже на войну, потому что в каждом сидит этот бес - стремление быть богатым, сильным, могущественным.
Что же такое любовь, которую проповедует Христос? Как можно возлюбить ближнего, как можно возлюбить даже врага? Этот вопрос, уже будучи верующими людьми, мы задаем себе, сознавая, что нет любви в сердце к другому человеку, а тем более к врагу. Что же означают эти слова Господа? Ведь это слова не человеческие, не мудрость поколений, не мудрость народов или всего человечества - это Божественная мудрость. Понятна она людям или непонятна, способны люди следовать этой мудрости или не способны - от этого слово Божие не перестает оставаться Божиим словом и Божественной истиной, вечной и неизменной. И сила верующего человека в том, что даже не осознавая в полной мере Божественную истину умом своим и опытом жизни, он преклоняет перед нею колена ума и сердца своего в послушании слову Божию.
Божественная истина становится понятной через внутренний, религиозный опыт человека, и этот опыт помогает нам понять то, что Бог во Христе, Сыне Своем, совершил ради нашего спасения. Господь пришел и пострадал ради того, чтобы люди имели жизнь, и жизнь с избытком, как мы слышали только что в Евангелии от Иоанна (Ин. 10:10), чтобы эта полнота человеческого бытия не прекратилась со смертью, но перешла в вечность. Господь ради этого пришел и отдал Себя, Свою жизнь, на поругание человеческой злобе, зависти, гневу и нечистоте. Он сделал это, движимый любовью к людям, к творению Своему, и через этот пример Самого Господа мы можем понять, что есть любовь - любовь есть в первую очередь способность отдать себя другим. Готовность отдать себя и часть своей жизни, времени, заботы, денег, человеческого тепла и участия другому и есть проявление любви - не красивые слова, а способность разделять с другим свою жизнь.
Богу было угодно, чтобы именно эта человеческая способность разделять свою жизнь с другими легла в основу человеческого бытия, в основу самого главного закона, по которому только и должна устраиваться личная, семейная и общественная жизнь. Каждый из нас на опыте знает, что это такое. Когда семья крепка? Тогда, когда муж отдает себя жене и семье, а жена отдает себя мужу и детям. Попробуйте перестать отдавать себя другому - семья сразу ощущает страшное холодное дуновение ветра. Исчезает доверие, появляется подозрительность: а почему он или она поступили так, что за этим скрывается? Может быть, он или она меня больше не любит? Мы знаем, как разваливаются семьи только потому, что супруги перестали отдавать себя друг другу, заботиться друг о друге, жизнь другого воспринимать как свою собственную жизнь. А разве не в этом кроется проблема отцов и детей, проблема поколений? Ведь она вырастает из недосказанности, из того, что не выражена была до конца родительская любовь, из того, что родители не получили любви своих детей. И разрывается преемственность, разрывается историческая связь поколений.
А что происходит в обществах, когда исчезает закон любви, когда начинается борьба за свои частные интересы - политические, экономические, национальные, классовые или социальные, когда эти интересы и ценности становятся самыми главными? Идет борьба не на жизнь, а на смерть, и разрушается ткань человеческого общения, а там, где должна была быть взаимная поддержка, любовь, солидарность, гармония, появляются человеческий хаос и беспорядок под лозунгами построения счастливой жизни.
Беды и разделения народа всегда проистекают от лозунгов, которые призывают нас к счастливой жизни. Не кровью ли умылся наш народ, когда в страшные годы революции соблазнился этими лозунгами и поверил, что можно построить счастливую, процветающую, мирную жизнь без Бога и без любви? Миллионы людей погибли, а эта мечта не была осуществлена. Ей не дано было осуществиться, потому что в основе этого политического мечтания были злоба, противоборство, стремление достичь своих целей, одурачивая людей призывами к счастью.
Церковь призвана быть тем местом, где люди обретают опыт любви и опыт единства. Там, где есть разделение, нет любви. И как лицемерно и ужасно, когда в Церкви происходит разделение во имя неких "высших" целей! Это разделение являет самое ужасное, что может быть в жизни христианина, - отсутствие любви. Какая же тогда может быть проповедь любви, где же Христос, если ради частных интересов, так или иначе понимаемых целей и задач мирского устроения, разрушается основа человеческого бытия, разрушается и попирается человеческой злобой любовь? Это извращение христианского послания, это отказ от Евангелия, которое есть не человеческое, но Божественное откровение. Это отказ от Евангелия с его вечной системой ценностей, далеких от наших суетных устремлений.
Церковь провозглашает и ближним, и дальним, и всему миру: нет другого пути для развития мира и человеческой цивилизации, для развития любого человеческого общества, кроме закона любви и проистекающей из любви солидарности, взаимной поддержки, гармонии и мира.
Всему этому мы научены от Киевской купели, от святого князя Владимира. Здесь, на берегу Днепра, в древних стенах Киево-Печерской Лавры, особенно ярко и сильно представляется нашему сознанию образ великого князя. Он не только телесную, но и душевную слепоту сбросил, выходя из купели крещения. Он прозрел тайну человеческого бытия и счастья, он оказался от жестокости и властолюбия, от всего того, что еще недавно грело его душу и вдохновляло его поступки. Князь Владимир в этот момент переосмыслил всю жизнь и дал нам великий завет любви и единства.
Именно в этих стенах мы особенно сильно переживаем значение этой заповеди святого князя Владимира, церковного единства и жизни по закону любви.
Мы будем молиться святому равноапостольному князю Владимиру о даровании нам силы любить ближнего - мужа, жену, брата, сестру, детей, коллег по работе. Пусть он даст нам силу любить врагов и доказать опытом своей жизни, что не искаженное злобой лицо, проповедующее ту или иную человеческую истину, но кроткий лик вышедшего из купели Крещения Киевского князя Владимира является идеалом Святой Руси. И этот идеал непобедим и непреодолим, ибо он есть слово Божие, а не человеческое. Аминь.
Из интервью Патриарха украинскому ТВ:
- Возможно ли в наше время достижение симфонии между Церковью и государством в том виде, как это было во времена Византии?
- Я думаю, византийская симфония - это идеальный проект, если говорить языком современных политологов. Ни один идеальный проект никогда не был в полной мере осуществлен в реальной жизни - не потому, что он плох, не потому, что он слишком отвлеченный, не потому, что он от жизни оторван, а просто потому, что идеальные проекты могут осуществиться только в Царствии Божием, где нет греха.
...Нам удалось выработать модель церковно-государственных отношений и на практике удается ее осуществлять. Мы очень дорожим свободой Церкви, которая открывает возможность говорить народу то, что является самым важным в церковном свидетельстве, дает ей возможность быть голосом совести людей.
- Как вы относитесь к попыткам переиначить историю Великой Отечественной войны?
- Я плохо отношусь к таким попыткам. И в нацизме, и в сталинизме были репрессии, и против собственного народа тоже... Но я думаю, что, не оправдывая, а осуждая репрессивные режимы, мы должны все-таки делать различие между режимом репрессивным и режимом человеконенавистническим. Для меня нацизм - это режим человеконенавистнический. Сталинизм - это репрессивный режим и в какой-то степени режим преступный, потому что в результате действий этого режима погибали невинные люди. Но при этом именно СССР более всего жертв положил на алтарь освобождения и своей страны, и всего мира от того, что несло угрозу всей человеческой цивилизации.
С Богом!
Визит Патриарха на Украину начисто лишен формализма
Важность и значимость второго по счету международного визита главы Русской православной церкви неоспорима.
Украинская ветвь Русской церкви не первый год сотрясается раскольническими политическими проектами, а визит Патриарха - это всегда спасительное остужение перегретых мозгов. Однако это не "поездка в гости", но пребывание в собственном доме, в "своей церкви", на своей "канонической территории". То, что это именно так, еженедельно подтверждают две трети православных Украины, упорно отправляющихся на воскресные службы в православные храмы Московского Патриархата, несмотря на все старания учредить в "незалежном" государстве новую "незалежную церковь".
Пока пастырская поездка Патриарха в "южную столицу русского православия" демонстрирует образцовое и очень сильное по воздействию (даже со светской точки зрения) поведение духовного лидера на скользком льду чужой государственной и духовной политики.
Невероятная насыщенность программы, включающей 12 городов и связанных с православными святынями мест, необыкновенная открытость, активность и готовность к коммуникации с самыми разными людьми, риск идти на самые неожиданные мероприятия, даже заряженные враждебной к России символикой, и речи, меняющие этот символический заряд, - все это определят стиль нынешнего визита. Чрезвычайная небоязнь Патриарха выходить на острие духовной и интеллектуальной полемики с принимающей стороной сделала его на этой неделе чуть ли не самым цитируемым российским ньюсмейкером.
Он не побоялся прийти вместе с президентом Украины к памятнику жертвам массового голода, но не побоялся при этом сказать президенту принципиальное: "Из трагических страниц истории не должна проистекать человеконенавистническая историософия". Он вообще не боялся разногласий и противоречий. "Противоречил" - в старом значении этого слова - сам: "Мы с президентом Ющенко обсудили проблемы раздела Православия. Я не согласен с президентом - есть поместная церковь на Украине. Если бы ее не было, не было бы и самой Украины". Всячески подчеркивая при этом, что "единство православных русских и украинцев не политическое и не имперское, но это единство во Христе".
Его афористичные выражения хоть на проповеди, хоть в интервью ("Тихий голос правды сильнее злобы", "Патриарх - это отец, независимо от того, какого цвета паспорт в кармане его чада") цитируются даже далекими от Церкви россиянами.
Любовь паствы, переполняющей площади монастырей, где под открытым небом идут богослужения, сопровождает Патриарха во время визита на Украину, так же как и короткие, но острые реакции раскольнического противодействия. Но чего однозначно лишен визит - скуки, формальности и пустой церемонности.
Программа визита
27 июля, понедельник. Молебен на Владимирской горке; возложение цветов к памятнику кн. Владимиру. Открытие заседания Священного Синода. Всенощное бдение на площади перед Успенским собором Киево-Печерской лавры. Посещение памятников Славы и жертвам массового голода.
28 июля, вторник. Божественная литургия на площади перед Успенским собором лавры; крестный ход к Дальним пещерам. Встреча с деятелями науки и культуры на Киностудии им. Довженко.
29 июля, среда. Встреча с духовенством, студентами и интеллигенцией в Трапезном храме Киево-Печерской лавры. Перелет в Донецк.
30 июля, четверг. Божественная литургия в Святогорской лавре. Крестный ход. Посещение Кафедрального собора г. Горловки.
31 июля, пятница. Посещение Свято-Никольского Васильевского монастыря и Успенского собора. Краткий молебен. Перелет в Симферополь. Посещение строящегося кафедрального собора. Освящение Крестов.
2 августа, воскресенье. Севастополь. Божественная литургия в Свято-Владимирском соборе Херсонеса. Торжественные мероприятия на площади им. Нахимова. Посещение Свято-Воскресенского собора в Ровно.
3 августа, понедельник. Посещение Свято-Николаевского Городокского монастыря и Кафедрального собора г. Луцка.
4 августа, вторник. Посещение Свято-Успенского Кафедрального собора г. Владимира-Волынского. Переезд в Почаев. Всенощное бдение в соборе.
5 августа, среда. Божественная литургия на площади Почаевской лавры.
Елена Новоселова, Елена Яковлева