30.07.2009 01:44
Поделиться

Дни Шукшина завершились на Алтае

Праздничные мероприятия, посвященные 80-летию со дня рождения Шукшина, завершились в минувшее воскресенье на горе Пикет. Это о ней Василий Макарович однажды сказал: "Отсюда видно всю Россию". 

Теперь вся Россия приезжает в Сростки на родину знаменитого писателя, режиссера и актера. По словам писателя Станислава Куняева, встретил он в алтайском селе в эти дни знакомых из Сургута, Иркутска, Смоленска, Урала, Санкт-Петербурга… В Сростки по приглашению губернатора Александра Карлина прибыли даже военнослужащие Кремлевского полка. По самым скромным оценкам, в этом году на Пикете собралось более десяти тысяч человек.

- В 2005 году страна отмечала столетие Михаила Шолохова, - вспомнил Куняев. - Сколько людей было в Вешенской - я думал, больше собрать невозможно! Однако, поверьте, сегодня здесь их никак не меньше, если не больше! Слава Шолохова устоялась, вошла в берега, а слава Шукшина растет еще как весеннее половодье. Тысячи людей, пришедших сюда, голосуют за любовь к Родине, справедливость, красоту и вечные ценности.

На Пикете по традиции подвели итоги XI Всероссийского Шукшинского кинофестиваля "Нравственность есть правда". В конкурсной программе было заявлено семь фильмов. Как и ожидалось, победила картина Лидии Бобровой "Верую!", снятая на "Ленфильме" по рассказам Шукшина. По словам председателя жюри Рениты Григорьевой, лишь эта киностудия откликнулась на 80-летний юбилей автора "Калины красной". Провинциальный театральный артист Александр Аравушкин, дебютировав в кино в 47 лет, сразу получил приз "За лучшую мужскую роль". Все, кто посмотрел "Верую!", сходятся на том, что Аравушкин похож на Шукшина: такой же скуластый, жилистый, с твердым взглядом и огромным внутренним напряжением. Мужик!

- Мое поколение выросло на рассказах и фильмах Шукшина, - сказал "РГ" Александр Аравушкин. - Когда я еще учился в Ярославском театральном училище, то учебную работу делал именно по рассказу Василия Макаровича "Верую!". И вот ведь как судьба повернулась: 22 года работал я драматическом театре в Великом Новгороде, а потом ушел. А потом совершенно случайно попал в Питер к Лидии Бобровой. Когда узнал, в каком фильме буду сниматься, подумал: "Это подарок судьбы". Тяжелые были съемки, но смотришь на зрителей, с которыми мы общаемся на кинофестивале, и понимаешь: "Нет, зря мы работали". Энергетика Василия Макаровича до сих пор будоражит людей.     

Шукшин, действительно, будоражит. Не случайно Лидия Боброва, получив главный приз кинофестиваля - вазу из ревневской яшмы, обратилась к руководству страны: открыть на Алтае киноакадемию имени Шукшина: "Пришло время возрождать народное кино!". А Ренита Григорьева озвучила на Пикете другое достаточно неожиданное предложение, родившееся на Алтае: к 65-летию Великой Победы установить на мемориале Неизвестному солдату памятник Скорбящей матери. И сделать памятник на народные деньги. Сбор средств начался прямо на Пикете: деньги несли взрослые и дети, пенсионеры и люди в погонах, гости и местные жители. "Построили же в Сростках на пожертвования людей прекрасную церковь, - напомнила собравшимся инокиня Ольга (в миру актриса Ольга Гобзева). - А тут вся Россия присоединится". Был бы жив Василий Макарович, он бы, наверное, сказал свое знаменитое: "Надеюсь и верую…".

прямая речь

Анатолий Заболоцкий, оператор фильма "Калина красная":

- Я очень обрадовался выходу в свет восьмитомника Шукшина. Это прощает всю ту показуху, которая сопровождает его юбилей. Василий Макарович был очень большим писателем. Если бы он увидел это издание, у него бы сердце от радости зашлось. Кстати, Шукшин был уверен, что его издадут в полном объеме. Шутил: вот увидишь, как про меня критики будут писать и делить добычу.  

Юрий Поляков, писатель, главный редактор "Литературной газеты":

-  Сейчас много хороших писателей, но очень мало тех, читая которых мы учимся быть русскими. Не в этническом смысле русскими, а во взглядах на жизнь и людей. Шукшин был именно таким художником. Пусть наши дети читают его и учатся быть русскими.

Мне Шукшинскиед понравились тем, что здесь ничего не "передавлено", тактично. Я помню, как все было заорганизовано и пафосно на столетии Есенина… Мне кажется, что этот праздник надо объявлять всероссийским, он уже перерос региональные рамки.