Жители Екатеринбурга получат виртуальные кошельки для проезда

В минувшую пятницу в Екатеринбурге состоялась акция протеста работников общественного транспорта. Все муниципальные автобусы, троллейбусы и трамваи в течение нескольких минут передвигались по улицам со "звуковым сопровождением". Тем самым они хотели привлечь внимание к ситуации, сложившейся в городском транспортном хозяйстве.

Убытки в избытке

По словам председателя Свердловской территориальной организации Общероссийского профсоюза работников автотранспорта Светланы Бочарниковой, убытки транспортных предприятий Екатеринбурга исчисляются миллионами рублей. К примеру, трамвайно-троллейбусное управление за первое полугодие потеряло 90 миллионов, объединение автотранспортных предприятий - 153 миллиона.

Одной из главных причин падения доходов, по мнению профсоюзного лидера, стала монетизация льгот. Если в прошлом году АТП получили из областной казны 990 миллионов рублей в качестве компенсации за перевозку льготников, то с февраля, когда вступил в силу региональный закон о монетизации, финансирование уменьшилось в два раза.

- И то мы этих денег до сих пор не можем получить, - заявила госпожа Бочарникова.

Между тем председатель Свердловской региональной энергетической комиссии Николай Подкопай считает, что ситуация спровоцирована искусственно. По его словам, транспортные компании уже трижды в этом году обращались в комиссию с расчетами новых тарифов. Однако ни разу не предоставили сверку расходов с бюджетами всех уровней.

- Речь идет о сумме более чем в полмиллиарда рублей, которые были выделены на развитие транспорта, удешевление расходов. Было бы целесообразным не выводить людей на уличные манифестации, а представить расчеты, упорядочить маршруты, провести конкурсы на лучшее обслуживание, создать здоровую конкуренцию. Тогда не будет пустых, но дорогих в обслуживании автобусов, и при этом перевозка пассажиров будет налаженной и экономически выгодной, - сказал он.

Кошелек карман не тянет

Упорядочить работу транспортного комплекса поможет, по мнению администрации Екатеринбурга, проект "Электронный проездной", который должен заработать с 1 января 2010 года.

Еще в апреле состоялись презентации семи компаний, занимающихся разработкой и внедрением электронных карт. По сути, это виртуальные кошельки. Достаточно прислонить их к считывающему терминалу либо предъявить кондуктору, "вооруженному" специальным датчиком, и поездка будет оплачена.

Окончательный выбор подрядчика состоится в первой декаде августа. Представленные проекты отличаются сроками запуска в эксплуатацию (от 2 до 5 месяцев), стоимостью (от 50 до 140 миллионов рублей) и степенью участия частных инвесторов. Первоначально в мэрии склонялись к схеме, предложенной новосибирскими разработчиками из Центра финансовых технологий (ЦФТ), тем более что за плечами этой организации - реализация аналогичных проектов в шести регионах России. Однако на обкатку в метро отправили почему-то карты компании АСК. Видимо, решили испытать на деле несколько вариантов. За неделю эксперимента по 200 электронным проездным было совершено 1,5 тысячи поездок. Заместитель директора Екатеринбургского метрополитена Сергей Шишкин признал, что ошибки есть, но озвучивать их и подводить какие-то итоги пока рано. "Это чисто технические вещи, над которыми мы работаем, все идет по плану", - сказал он.

Чужой пример заразителен

В каком-то смысле Екатеринбургу будет легче делать выбор, ведь здесь первопроходцами выступили другие. К примеру, в Москве и Санкт-Петербурге безналичная оплата на транспорте действует еще с 1995 года, сначала это были магнитные карты, потом им на смену пришли микросхемы. Сегодня в городе на Неве вообще отказались от бумажных билетов и кондукторов, объединили все виды проездных в один. Москвичи так и не рискнули сделать этот шаг - здесь до сих пор метро и наземный транспорт имеют разные кошельки, что не очень удобно для пассажиров. Зато Москва пошла дальше в плане функциональности: помимо транспорта, смарт-карты принимают в магазинах, на АЗС, в аптеках.

На Южном Урале электронная социальная карта в ходу уже семь лет, этим финансовым инструментом пользуются более 200 тысяч челябинцев и 100 тысяч миассцев. Проект был реализован совместно с новосибирским ЦФТ. В Новосибирске им удалось охватить все социальные и транспортные службы города, владельцами виртуальных кошельков за три года стали почти 470 тысяч человек. В 2007-м к ним присоединились жители Оренбурга. Особенностью местного проекта стала позонная тарификация на пригородных маршрутах: чем короче поездка, тем дешевле билет. В 2008 году  автоматизировали общественный транспорт Самара и Омск.

Умеют обращаться с электронными билетами и в Казани, Иваново, Магнитогорске. Правда, в этих городах инициаторами автоматизации выступили не власти или IT-компании, а финансовые структуры. Видимо, поэтому не удалось избежать жалоб на высокую стоимость карт (до 1350 рублей в месяц) и лимитирование поездок.

В мэрии Екатеринбурга обещают, что главным критерием при выборе подрядчика будут не только технические и экономические свойства оборудования (стоимость, возможность безличного списания - не через кондуктора, обширное тарифное меню), но и надежность технологии в эксплуатации, а также удобство для пассажиров. В перспективе на электронные карты будут переведены все группы социальных льготников, и виртуальные кошельки должны стать для них полноценной заменой настоящих.

Будем надеяться, что при принятии окончательного решения чиновники учтут опыт других городов, и Екатеринбург получит по-настоящему качественную систему, позволяющую оптимизировать пассажирские перевозки и расчеты транспортников с бюджетом.

Прямая речь

Андрей Ксензов, первый заместитель главы администрации Новосибирска:

- Внедрение электронного проездного позволило решить ряд наболевших вопросов. В частности, было вычислено реальное количество перевозимых пассажиров. В результате убытки муниципальных предприятий сократились в 10 раз. Общественный транспорт стал доступнее, так как к системе подключились коммерческие организации. Реализуются муниципальные программы поддержки студентов, школьников, пенсионеров. Все это позволяет оптимизировать бюджетные расходы и обеспечить целевое использование средств.

Владимир Алейников, заместитель главы администрации города Челябинска по транспорту и дорожному хозяйству:

- Благодаря системе мы имеем полную статистику и можем адекватно оценить состояние городского рынка перевозок. Помимо этого, улучшилось качество обслуживания пассажиров, повысилась финансовая дисциплина предприятий.

Айдар Абдулхаков, председатель комитета по транспорту и связи администрации Казани:

- Мы проводили исследование. Оказалось, что в месяц на один льготный проездной приходится в среднем 51 поездка. До этого мы представления не имели, насколько часто пользуются транспортом льготники, а теперь знаем с точностью до маршрута и фамилии водителя. Кроме того, раньше машины могли проехать мимо пенсионеров, потому что их бумажные проездные никак не влияли на доход. Сейчас же получаем много благодарностей, как от старшего поколения, так и от самих транспортников, ведь теперь денежные средства между предприятиями распределяются по фактическим результатам перевозок.