Белорусские и российские энтузиасты объединились, чтобы поднять с трехметровой глубины самолет времен Великой Отечественной войны. Этой нелегкой работой целую неделю занимались команда депутата СД Всеволожского района Санкт-Петербурга Сергея Харлантьева, специалисты белорусского аэроклуба ДОСААФ и группа по подъему и реставрации военной техники "Эхо войн".
...Едем в лагерь. Позади остаются указатели на Минск, Витебск, Дубровно. Машина сворачивает с асфальта на пыльную колею в поле. Чуть меньше километра, и мы на месте - в лесу, который более полувека хранит тайну гибели боевой машины.
- Еще пару дней назад мы бы здесь не проехали и вряд ли прошли - дорогу пришлось чуть ли не прокладывать, - объясняет Сергей Харлантьев. Уроженцу Могилевской области не впервой поднимать технику военных времен. В Шлиссельбурге Ленинградской области стараниями депутата уже давно создан частный некоммерческий музей "Эхо великих сражений", где хранятся найденные боевые танки и самолеты.
На первый взгляд этот лес ничем не отличается от других. Но в болотной тине еще сохранились обгорелые ветви деревьев и даже трава, которую в последнем пике увлек за собой штурмовик. Его крылья обломались о ветви сосен, а фюзеляж ушел в болото на несколько метров. На поверхности остался только хвост.
Копают двое. Работать мешает набегающая вода. Иногда они останавливаются и аккуратно, чтобы не порезаться об острый как лезвие оплавленный металл, перебирают руками кусочки грязи.
- Видимо, самолет горел, - делится своим предположением летчик-инструктор центрального аэроклуба ДОСААФ Юрий Белоусов. - Мы нашли кольцо от парашюта, карабин, фрагменты расчески. Обнаружили и личное оружие - пистолет ТТ в неплохом состоянии. Это, конечно, шанс узнать, кому он принадлежал, но пистолеты на протяжении всей войны зачастую переходили из рук в руки. Копать будем до тех пор, пока не найдем двигатель - он глубже всего уходит в землю. По его номеру можно установить "биографию" самолета и имя пилота.
К вечеру решили подключить передвижную насосную станцию. Эта видавшая виды машина 1966 года рождения не раз участвовала в подъеме военной техники. Не подвела и на этот раз. Скоро в лагерь принесли карман от гимнастерки, из которого достали чудом сохранившееся письмо с потекшими красными буквами. Разворачивать не стали - это дело экспертов. Возможно, этот листочек поможет узнать какие-то сведения о воздушном бойце, который до сих пор числился пропавшим без вести. Чуть позже добрались и до винта. На нем было выгравировано ОП-3 - опытный образец. Самолет оказался редким. Специалисты предположили, что это штурмовик Ил-2.
- Впереди еще много работы, - подытоживает Сергей Харлантьев. - А главное - вернуть из небытия имя летчика, захоронить его останки. Место захоронения определят местные власти. Там через некоторое время поставим и памятник.