Сергей Курпяев, водитель с 33-летним стажем:
- За границей водитель может работать не больше 8 часов и каждые 3 часа - часовой отдых. Иначе - огромные штрафы. Тем более в ходу прибор под названием тахограф (у нас в России - перфокатор), при малейшем несоответствии водитель уже никуда не может ехать. Такие перфокаторы особенно нужны водителям автобусов и грузовиков на междугородних перевозках. Ведь главная причина аварий - усталость. Водители бензовозов работают по 12 часов, а многих туравтобусов даже больше. Их двое, и они меняются, но отдохнуть в автобусе трудно. А если к перфокаторам прибавить еще и штрафы, то ситуация изменится. В Германии, например, если водитель уснул за рулем, у него изымают права на всю жизнь!
Ольга Латникова, представитель компании, осуществляющей международные автобусные перевозки:
- Главная проблема - несоблюдение водителями режима труда и отдыха. Другая причина - водителей мало. Мы принимаем со стажем работы на автобусных перевозках не менее 15 лет. Если у человека стаж меньше, он ездит с водителем-наставником.
Светлана Муравейникова, преподаватель Школы повышения водительского мастерства, тренер по автоспорту:
- Мы специально проводили "разборы полетов", изучали вопрос. Знали и про "волчий час" - с 4 до 6 утра, и про 200 - 400 километров до дома после пройденных, скажем, двух тысяч. И то и другое - время, когда особенно хочется спать. Две главные причины: расслабление, которое приходит, когда начинается монотонное движение, и повышенный уровень комфорта авто нового поколения. Есть и третья - после плотного приема пищи. Меня еще в 18 лет научили: если чувствуешь, что слипаются глаза, сразу на обочину, и 20 - 30 минут спи.
Владимир Кузин, замначальника департамента обеспечения безопасности дорожного движения МВД:
- Откройте Правила дорожного движения. Там написано, что водителю запрещается садиться за руль пьяным, в утомленном состоянии и т.д. Но кто придерживается?
Оскар Кучера, ведущий телепрограммы об автомобилях "Top Gear":
- Основная причина - конечно, усталость. Безусловно, компании должны следить за здоровьем водителей. Но многие фирмы хотят сэкономить. Например, отказываются от сменщиков. А если бы там, где работает один человек, было бы два, можно было бы предотвратить аварию. Но, увы...
Владимир Соловьев, писатель, шоумен:
- Потому что хоть когда-то где-то спать надо, а монотонность водительского дела, к сожалению, превышает страх перед тяжелыми последствиями.
Любовь Пузакова, cтаршая медсестра больницы N12 г. Москвы:
- Во-первых, большая физическая нагрузка, потому что приходится работать по 15 - 16 часов в день и "совмещать в себе несколько человек". Во-вторых, низкий уровень зарплаты: чтобы заработать на жизнь, люди готовы работать 24 часа в сутки. В-третьих, психологический климат: когда речь заходит о повышении зарплаты, водителю говорят, что на его место много желающих. Из-за этого человек выходит из равновесия, что приводит к повышению психоэмоциональной нагрузки. Из-за волнения сужаются сосуды, мозг перестает питаться кислородом, и человек засыпает.
Никита Небылицкий, автогонщик:
- Потому что в отличие от цивилизованных стран у нас авто-движение не регулируется, а водители ездят по одному человеку по 700 - 800 км на неисправных авто. Выхлопы повышают утомляемость, и люди засыпают. У нас нет службы, которая занималась бы именно дорожным движением. А остальные, вместо того чтобы предупреждать аварийность, контролируют лишь то, что приносит им деньги. У нас же все - разметка, знаки, дороги - сделано так, что приводит к повышению напряжения водителя, а значит, и к его утомляемости.