Негосударственным пенсионным фондам грозят банкротством

Вкладчиков негосударственных пенсионных фондов (НПФ) взбудоражило сообщение некоторых СМИ о том, что минюст вынес предупреждение о нарушении законодательства 75 фондам, фактически половине всех существующих.

Если проштрафившиеся фонды не исправятся, им грозит ликвидация по решению суда, предупреждает минюст. А это значит, что возникает дополнительная угроза лишиться накопленных на старость денег. Ведь в нынешнем законодательстве механизмы защиты вкладчиков при банкротстве и ликвидации НПФ не прописаны.

Это уже второе информационное "цунами", накрывающее клиентов НПФ в течение лета. Всего месяц назад немалый переполох поднялся из-за сообщения ФСФР о предстоящем отзыве лицензий у минимум 50 фондов. Тогда, а именно 1 июля, вступили в силу новые, более жесткие требования к участникам рынка ценных бумаг и в их числе к НПФ: их минимальный капитал по предписанию ФСФР был увеличен до 60 миллионов рублей. В результате с 1 же июля были отозваны лицензии у 20 фондов, а всего в "черный список" попало порядка пятидесяти НПФ.

Но тогда все же речь шла в большей степени о "полумертвых" НПФ и относительно небольшом числе их клиентов. Теперь же, хотя минюст и не обнародовал список штрафников, произошла утечка, что подвергнуться санкциям могут и крупные НПФ, сосредоточившие больше половины вкладчиков. Правда, минюст дал месяц на устранение нарушений. Следовательно, "гром" может и не грянуть - если фонды представят нужную отчетность министерству. Именно поэтому в Национальной ассоциации НПФ "Российской газете" сообщили, что опасения сильно преувеличены.

- Должен успокоить вкладчиков: проблем с выплатами гражданам нет, - сказал "РГ" вице-президент ассоциации Олег Колобаев. По его словам, необходимость отправлять отчетность в минюст появилась два года назад, когда был принят закон о некоммерческих организациях, коими являются все НПФ. "Минюст является лишь одним из нескольких регуляторов деятельности НПФ. Никакой практической пользы в ежегодном отправлении отчетности в это ведомство нет", - считает Олег Колобаев. Основным надзорным органом для НПФ является Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР). Тем не менее закон надо выполнять. Например, глава одного из крупнейших НПФ Светлана Касина заявила вчера "РГ", что ее фонд ежегодно отправляет в минюст необходимую отчетность. Кстати, другие крупнейшие НПФ, куда удалось дозвониться, также сообщили, что у них проблем с минюстом нет.

Представителей НПФ в сложившейся ситуации беспокоит не сам факт внимания со стороны минюста, на то, что большое количество контролирующих органов осложняет нормальную работу.

Впрочем, этому есть свое объяснение. В связи с кризисом в системе госрегулирования работы НПФ обнаружились серьезные пробелы. Один из основных - нынешнее законодательство ориентировано исключительно на то, что в НПФах все и всегда будет хорошо. А если нет?

Недавно председатель рабочей группы РСПП по развитию пенсионных систем Леонид Федун прямо предупреждал, что не исключает возникновения ситуации, когда пострадавшие вкладчики выйдут на улицы с плакатами. Чтобы этого не произошло, необходимо срочно вводить дополнительный механизм защиты вкладчиков НПФ, подвергшихся санации, а также процедурам слияния и поглощения.

Пойдут ли законодатели по этому пути и с накоплениями будущих пенсионеров или предложат какие-то иные меры и механизмы - пока не ясно. Более того, непонятно, кто и когда подготовит соответствующие поправки в закон о НПФ. По логике, инициатива должна исходить от минэкономразвития (именно это министерство отвечало при проведении пенсионной реформы за правовую базу для накопительного элемента). Но пока все ограничивается лишь заявлениями независимых экспертов, конкретных предложений чиновники минэкономразвития пока не озвучивали.