31.07.2009 03:00
    Поделиться

    Таджикистан хочет отказаться от русского языка

    Дмитрий Медведев провел встречу с лидерами Таджикистана, Пакистана и Афганистана

    Вчера президент Дмитрий Медведев прибыл с рабочим визитом в Душанбе, где помимо президента Эмомали Рахмона его уже ждали коллеги из Афганистана и Пакистана.

    Официальный повод поездки российского лидера в Таджикистан из области экономического сотрудничества двух стран. Сегодня главы двух государств примут участие в церемонии открытия Сангтудинской ГЭС-1, которую в Кремле рассматривают в качестве существенного вклада нашей страны в решение проблем энергообеспечения Средней Азии. Еще вчера стороны заключили соглашение о совместной эксплуатации ГЭС, а президенты наградили госнаградами лучших строителей.

    Вчера же президенты России и Таджикистана в ходе переговоров обсудили все тонкости дву стороннего торгово-экономического взаимодействия, которое неизбежно оказалось под негативным воздействием мирового кризиса. Но, несмотря на некоторый спад сотрудничества, Москва и Душанбе продолжают обсуждать новые инвестиционные проекты, которые охватывают многие сферы, включая все ту же гидроэнергетику, нефтегазовую отрасль, горнорудную промышленность.

    Не по всем проектам Москва и Душанбе могут прийти к согласию. Так и нет взаимопонимания относительно дальнейших работ на Рогунской ГЭС, где предметом спора стали акции предприятия. Таджикистан хотел бы, чтобы достройкой электростанции занялась Россия, но при этом передавать российской стороне пакет акций не собирается. Москва же претендует на 51 процент, и интереса в участии в этом и других гидроэнергетических проектах, подчеркнул замминистра экономического развития Андрей Клепач, не скрывает.

    Продолжает развиваться и военно-техническое сотрудничество. В частности, в российской делегации планировали обсудить с таджикскими коллегами вопросы пребывания и функционирования на территории страны российской военной базы, а также коснуться темы обеспечения армии Таджикистана нашим вооружением и военной техникой. Помимо того что таджикистанская армия и так практически полностью оснащена техникой советского и российского производства, в настоящее время в рамках сотрудничества в ОДКБ государства - участники организации получают российскую технику на льготных условиях.

    Хотя и здесь неожиданно возникли проблемы. Таджикская сторона вдруг подняла вопрос об оплате за расквартированную на ее территории 201-ю российскую военную базу, пригрозив в противном случае ее выводом. Министр иностранных дел Сергей Лавров подтвердил, что Москва готова к обсуждению этой темы со своим партнером, и переговоры ведутся на уровне министерств обороны.

    А ближе к визиту в российско-таджикистанских отношениях произошло недопонимание не экономического или военного, а скорее, гуманитарного характера. В Москве были удивлены, когда 22 июля президент Таджикистана выступил по национальному телевидению и призвал парламент к скорейшему принятию нового закона "О государственном языке Республики Таджикистан". Этот документ устанавливает таджикский язык единственным для общения с органами государственной власти и управления. Получить информацию и документы можно будет только на государственном языке, хотя с 1989 года в этой стране таджикский язык установлен как государственный, а русский в качестве языка межнационального общения.

    "Не скажу, что у нас большая тревога, но разъяснения нам необходимы, - прокомментировал ситуацию помощник президента Сергей Приходько. - В принципе они должны быть в этом (сохранении роли русского языка. - Прим. "РГ") заинтересованы больше, чем мы. Потому что если они перестанут говорить на русском, то ни один гастарбайтер из Таджикистана здесь работать не сможет".

    МИД Таджикистана, конечно, попробовал успокоить Москву, ранее заявив, что в стране роль русского языка как языка межнационального общения закреплена во второй статье Конституции и никто Основной закон менять не собирается. В Кремле накануне визита намекали, что собираются поднять эту тему на переговорах, но после помощник президента подчеркнул, что по большому счету вопросов к Душанбе нет. Пояснение таджикистанского МИДа нашу делегацию вполне устроили.

    В Душанбе Дмитрия Медведева ждал не только Эмомали Рахмон. Чуть раньше в Таджикистан прибыли главы Афганистана и Пакистана. Вчера президенты провели четырехстороннюю встречу и подписали совместное заявление, которое в большей степени носит политический характер и закрепляет необходимость продолжения контактов руководства Афганистана и Пакистана, а также привлечения к более активному участию международного сообщества в социально-экономическом подъеме региона.

    Как заявил после встречи президент России, огромная финансовая помощь со стороны остального мира должна быть не просто адресной - ее надо направлять на проекты, ориентированные в будущее. "Действуя только таким образом, можно решить проблемы, копившиеся в регионе десятилетиями, - подчеркнул Дмитрий Медведев. - Россия готова вносить свой посильный вклад в эти процессы".

    Из Таджикистана Дмитрий Медведев вылетел в Киргизию, где сегодня соберутся главы государств - членов Организации Договора о коллективной безопасности. На неформальном саммите президенты планировали среди прочих тем обсудить вопросы функционирования в Киргизии военной базы Коллективных сил быстрого развертывания (КСОР). В Кремле, заранее отметая критику, заверяют, что база требуется исключительно для нужд ОДКБ. "Эта база нужна на случай принятия каких-то решений в рамках ОДКБ - она нужна не для каких-то наших вопросов", - подчеркнул помощник президента.

    Поделиться