Прокатившаяся по стране волна сокращений и увольнений привлекла внимание общественности к важной проблеме - соблюдает ли бизнес права человека? Это касается не только отношений работодателей и работника, но и отношений с клиентами, партнерами, инвесторами, да и просто обычными людьми, чьи права не должны ущемляться из-за того, что некая компания решила вдруг построить на соседней улице небольшой перерабатывающий завод.
- Еще совсем недавно очень трудно было объяснить людям, работающим в российских компаниях, какое отношение может иметь бизнес к теме "права человека", - открыла "круглый стол" "Бизнес и права человека на фоне мировых экономических и финансовых передряг" директор Агентства социальной информации Елена Тополева. - Само понятие "права человека" до сих пор не вполне понятно российским гражданам, а уж тем более его связь с деятельностью конкретного предприятия. Но возросший в последние пять-семь лет интерес российского бизнеса к теме корпоративной социальной ответственности заставил взглянуть на эту проблему по-иному.
Свою лепту в этот процесс внес и международный финансовый кризис. По словам Тополевой, многие компании, серьезно пострадавшие от кризиса, вынуждены закрывать производственные мощности, сокращать штат сотрудников, рабочий день, заработную плату, социальный пакет. Кто-то старается предпринимать эти вынужденные меры ответственно и взвешенно, а кто-то действует, не соблюдая законодательство и не задумываясь о пострадавших людях.
- Эта тема воспринимается в нашей стране как экзотика, - поясняет директор Информационного центра ООН в Москве Александр Горелик. - Да и на Западе считают, что Россия пока делает только первые шаги в этом направлении и не воспринимают российский опыт всерьез.
Действительно, большинство российских компаний, 90 процентов, по оценкам некоторых экспертов, вообще слабо представляют себе, что такое соблюдение прав человека в сфере бизнеса.
На "круглый стол" пришли представители многих крупных российских и зарубежных компаний, работающих в нашей стране. Их привела сюда забота о собственном имидже. Они признают, чтобы выйти на международный рынок и иметь хорошую репутацию, необходимо соблюдать определенные правила мирового бизнес-сообщества. Именно по-этому они ратифицируют международные документы и принимают на себя определенные обязательства, в частности, в сфере соблюдения прав человека. В последнее время это даже стало модным. Правда, пока не совсем понятно, кто будет следить за тем, насколько добросовестно эти обязательства выполняются. На Западе для этого существуют, например, профсоюзы, которые внимательно следят за соблюдением прав работников. У нас же пока можно рассчитывать только на порядочность руководителей компаний.
Пока крупный бизнес решает свои имиджевые проблемы, простые люди часто сталкиваются с нарушением своих прав в сфере трудовых отношений. Финансовый кризис привел к тому, что в 2009 году количество трудовых конфликтов между работодателем и работником увеличилось почти в два раза по сравнению с прошлым годом. Методы борьбы, которые избирают сотрудники, не новы - это и остановка работы предприятия, и всевозможные демонстрации, и даже голодовка. Правда, в последнее время предпочтение отдается массовым публичным акциям, нацеленным не на диалог с работодателями, а на привлечение внимания властей и общественности.