Многокилометровые пробки и финансовый кризис заставляют москвичей пересаживаться с личных авто на общественный транспорт. Уже 80 процентов горожан отдают ему предпочтение.
Объясняется это, конечно, прежде всего желанием выиграть во времени. "В среднем дорога от дома до работы сейчас занимает у жителя столицы 65 минут", - рассказал корреспонденту "РГ" руководитель НПО транспорта и дорог ГУП "НИиПи Генплана Москвы" Игорь Бахирев. Почему так много?
Пассажиры не в кассу
Для того чтобы человек мог распорядиться своим временем, ему нужно точно знать, как именно он поедет. С метро легко: заглянул в Интернет и выбрал самый короткий маршрут. А если до подземки еще добираться, и довольно прилично? Тогда невольно начинаешь искать путь по земле и дальше. Предположим, от станции "Домодедовской" нужно доехать до "Текстильщиков". Как лучше? На каких видах транспорта? Каждый торит дорогу сам. А поскольку Москва - большой город и времени, для того, чтобы узнать ее, нужно немало, многие горожане приходят на помощь друг другу, обмениваясь опытом на интернет-форумах, где на какой маршрут автобуса, троллейбуса или трамвая лучше пересесть. Но почему бы "Мосгортрансу" не завести в Интернете специальный навигатор по наземному общественному транспорту, наподобие тому, что есть у метрополитена? Ведь для этого не нужно даже оборудовать машины специальными системами. Достаточно нанести все городские маршруты на интерактивную карту.
Следующая задержка. Большинство остановочных площадок в столице вмещают не более двух-трех машин. В результате водитель нужного вам автобуса ждет своей очереди и двери не открывает. Драгоценные минуты идут.
Тут вы вспоминаете, что билет-то не куплен. Генеральный директор "Мосгортранса" Петр Иванов полагает, что 800 принадлежащих им киосков вместе с 2000 других точек по реализации проездных билетов в городе вполне достаточно. Но читатели "РГ" считают иначе. Москвич Иван Сретенов спрашивает: "Почему у нас нельзя купить билет на наземный транспорт как за рубежом в любом продуктовом магазине?"
В том, что эта проблема не надуманная, корреспондент "РГ" убедился, обнаружив однажды, что в кошельке для оплаты за проезд имеется лишь сторублевая купюра. В первом троллейбусе водитель заявил, что у него нет сдачи, а пассажиры обязаны иметь при себе мелкие купюры. Аргумент, что в правилах перевозки такого пункта не значится, действия не возымел. И что вы думаете? На первой же остановке меня высадили! "У вас-то сдача есть?" - с надеждой обратилась я к водителю другого "рогатого", шедшего следом. "Нет", - отрезала женщина. Далее последовала отповедь на тему: "Я не кассир..."
Беременная? Сиди дома!
Тормозят посадку-высадку и туристы. Автоматическая система контрольного пропуска пассажиров помогла транспортникам победить "зайцев" - порадуемся за них. Но почему бы не избавить пассажиров от неудобств, причиняемых АСКП, хотя бы в случаях, когда не сделать этого просто неприлично? Лично я не раз наблюдала, как паникуют пожилые люди из-за сбоев при считывании карт оплаты или социальной карты. Водителю почему-то не приходит в голову нажать на кнопку и пропустить их через турникет в ручном режиме. На моих глазах в отчаянной давке на станции метро "Текстильщики" молодая беременная женщина пыталась протиснуться сквозь "рогатину", трогательно прикрывая руками живот. Но все просьбы разрешить беременным входить в общественный транспорт через вторую дверь, не раз поступавшие на сайт "Мосгортранса", упорно встречают решительный отказ.
Ждем трамвая
Можно сделать дорогу короче и комфортнее? Что-то в городе уже делается для этого. Например, наконец-то на Волоколамском шоссе появилась первая в городе выделенная полоса для общественного транспорта. Москвичи надеются, что она позволит на том же количестве автобусов перевозить быстрее большее число пассажиров. Власти обещают открыть еще десяток таких полос. Есть и более затратные способы улучшения транспортной ситуации, на скорейшую реализацию которых в кризисные времена вряд ли стоит рассчитывать.
Например, жители востока столицы уже почти потеряли надежду прокатиться на скоростном трамвае, пуск которого откладывается не первый раз из-за нехватки средств. Никак не включится в режим работы городского общественного транспорта Малое кольцо Московской железной дороги, о котором "РГ" писала неоднократно. "Эти 60 километров рельсовых путей и пересадка с железной дороги на метрополитен могли бы существенно облегчить ситуацию, - говорит Игорь Бахирев. - Но сейчас грузовые поезда ходят на тепловой тяге, а для того, чтобы электрифицировать дорогу нужные деньги, и немалые". Тем не менее оба проекта значатся в перспективных планах транспортного развития города. Самое же грустное состоит в том, что, даже реализовав их, москвичам к 2025 году обещают снизить среднее время на поездку от дома до работы всего на пять минут! А что будет, если все останется так, как есть? Страшно подумать!
А как у них
Американцы в среднем добираются из дома на работу 25,1 минуты. Причем этот показатель за последние годы постепенно снижается. В пятерку худших городов США входят Нью-Йорк (34,2 минуты), Вашингтон (33,4 минуты), Поугкипси (штат Нью-Йорк, 33,2 минуты) и Атланта (31,1 минуты).