03.08.2009 06:00
    Поделиться

    Владимир Путин по дну Байкала изучил перспективы развития региона

    Владимир Путин оценил красоты Байкала и состояние дел в регионе изнутри

    В минувшие пятницу и субботу Владимир Путин благословил строительство крупнейшего газопровода на Дальнем Востоке, нащупал дно озера Байкал, а также заявил "РГ", что пока не собирается лететь в космос. "На Земле много работы", - сообщил газете российский премьер.

    Глубинные смыслы

    Дальневосточный вояж главы правительства принес ему много свежих впечатлений. Вдали от Москвы Путин вдоволь насладился первозданностью Байкала, который, как оказалось, отлично вливается в отечественную газовую программу. В 1980-е годы ученые обнаружили на дне озера газогидраты, представляющие собой льдоподобные твердые соединения воды и газа. Топливные ресурсы Байкала оцениваются в 1 триллион кубометров газа. Совсем недавно отечественные океанологи смогли обнаружить дешевый и вместе с тем безопасный способ добычи. Открытие находится на "обследовании" в Роспатенте. "Это супернобелевский результат", - заметил директор Института океанологии Роберт Нигматулин. Газ будут добывать в Черном, Каспийском и других морях. "Не так много людей на Земле держали газогидрат в руках", - торжественно заметил Нигматулин, пока Путин внимательно изучал природный минерал.

    - Представляете, на дне Байкала существуют места, из которых сочится нефть, - не переставал удивлять главу правительства руководитель института.

    Впрочем, главные открытия ждали Путина впереди. Путешествие к "середине Земли" состоялось на глубоководном обитаемом аппарате "Мир".

    Это тот самый "Мир", который так помог Джеймсу Кэмерону в съемках "Титаника". И тогда и сейчас Герой России Анатолий Сагалевич помогал кинорежиссеру, а теперь политику постичь глубинные смыслы происходящего. Сагалевич возглавил экипаж "Мира", состоящий из трех человек.

    - "Академик Келдыш" находится в Калининградском порту. Только стоянка обходится в 50 тысяч рублей в день. Сейчас даже вынуждены переоборудовать его в судно туристического класса - хотя бы зарабатывать во время стоянки, - посетовал Роберт Нигматулин.

    По его словам, в отличие от "Миров", которые очень энергоемки, это научно-исследовательское судно спроектировано достаточно давно и неэкономично в плане топлива.

    - С 2011 года начнем поддерживать научно-исследовательский флот. Я не шучу, - произнес Путин.

     
    Видео: Сергей Куксин

    Впрочем, помимо бесконечных просьб, которые премьеру ежедневно приходится выслушивать даже перед самыми ответственными моментами в своей жизни, ему рассказали и о том, что аварий за более чем двадцатилетние научные исследования на "Мире" не случались. И что в случае чего запасов кислорода в глубоководном аппарате хватит на трое-четверо суток. Ученые не скрывали восхищения тем, что лица такого ранга еще никогда не погружались под воду на их аппаратах. Разве, может быть, за исключением канадского премьера, любовавшегося красотами озера в далеком 1990 году.

    - Байкал все благополучно переваривает, - рассказывал академик Нигматулин. - Пока индустриальная деятельность не нанесла озеру серьезного ущерба. Байкал сам себя очищает.

    - А ЦБК? - поддерживал разговор Путин.

    - Локальное воздействие оказано, но чтобы навредить - такого нет.

    Чуть позже Владимир Путин не исключил возобновления деятельности Байкальского целлюлозно-бумажного комбината. "Мы должны разработать программу действий и осуществить ее, прежде чем создавать рабочие места, а уже потом закрывать или профилировать производство, - подчеркивал премьер. - Это более 1600 человек, сейчас лето, многие люди занимаются сбором ягод и так далее, а что потом?" Созданная по его поручению правительственная комиссия подготовила ряд предложений, среди них - переобучение занятых на ЦБК 1608 человек, размыкание водооборота и создание туристско-рекреационной зоны. В то же время руководитель Белого дома сказал, что сам, катаясь на лыжах в Иркутской области, обращал внимание на запах от комбината, от которого "хоть святых выноси".

    Благополучное будущее градообразующего для 17-тысячного Байкальска предприятия Владимир Путин увидел через призму Байкала - озеро показалось премьеру не таким уж загрязненным, как о том пишут СМИ и как считают разные организации экологов. Находясь на глубине 1395 метров, премьер вышел на связь по гидрофону: "Погружение проходит отлично, за иллюминатором замечательный вид. Видно дно Байкала, оно очень чистое и красивое". Всплыв, Путин тем не менее заметил, что "никаких существенных изменений нет, но мы будем прислушиваться к предупреждениям экологов".

    - Ничего подобного раньше не испытывал. Это особые чувства и особые ощущения. То, что я увидел, впечатляет, потому что уже своими глазами можно увидеть, что такое Байкал во всем его великолепии, во всем его величии, - поделился Владимир Путин с журналистами.

    Ответил глава правительства и на вопрос "РГ", не собирается ли дополнить свои впечатления полетом в космос. Напомним, что Путин успел полетать на стратегическом бомбардировщике Ту-160, совершить в кресле второго пилота перелет в Грозный на истребителе Су-27, выйти в Баренцево море на подводной лодке, а также пройти часть испытательной скоростной трассы за рулем спортивного "КАМАЗа".

    - Нет пока. На Земле много работы, - был ответ Путина.

    Визит Владимира Путина в Хабаровский край и Иркутскую область. Фото: Сергей Куксин

    Владимир Путин принял участие в церемонии сварки первого стыка газопровода Сахалин-Хабаровск-Владивосток.

    Смотреть фоторепортаж Сергея Куксина

    Первая сварка

    В последний день июля руководитель Белого дома посетил Хабаровский край, где дал старт крупнейшему газопроводу на Дальнем Востоке "Сахалин - Хабаровск - Владивосток". "Россия располагает в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке примерно 40 триллионами кубических метров запасов газа. Такими запасами не обладает вообще ни одно государство мира!" - заявил премьер-министр после того, как лично поучаствовал в первой сварке. Строительство первой очереди протяженностью 1350 километров и производительностью 6 миллиардов кубометров в год будет завершено в третьем квартале 2011 года и обойдется в 210 миллиардов рублей, сообщил "РГ" зампред правления "Газпрома" Александр Ананенков. Во Владивостоке возведут газоперерабатывающую станцию, от которой подводным бурением проведут газопроводы к острову Русский. Именно там и состоится форум АТЭС в 2012 году.

    Как уверен полпред президента в ДФО Виктор Ишаев, проект строительства газопровода "Сахалин - Хабаровск - Владивосток" по масштабам превзойдет сооружение Байкало-Амурской магистрали, которая в 70-х годах прошлого века была объявлена всесоюзной стройкой. "Предполагаем построить трубопровод к началу саммита АТЭС. Но по-хорошему надо построить к 2011 году. Настрой боевой", - заметил "РГ" Ишаев.

    Впрочем, как заявил "РГ" источник в делегации премьера, основная сложность проекта заключается в отсутствии ресурсной базы. Собственное топливо для заполнения газопровода появится у "Газпрома" не раньше 2014 года. Выход, как всегда, был найден - в трубу закачают газ с проекта "Сахалин-1", которым управляет американская нефтяная компания ExxonMobil. Однако чтобы получить необходимое для загрузки топливо, российскому концерну, по признанию его топ-менеджеров, придется "плотно поработать" с американцами.

    Тем временем российское правительство предпринимает все действия для облегчения жизни газового монополиста. Так, министерство энергетики предложило "Газпрому" компенсировать затраты на строительство газопровода за счет включения их в общий тариф на транспортировку газа. Такая схема, уверены чиновники, позволит избежать резкого роста цен на газ в этом регионе. Это решение выглядит логическим продолжением выстроенной системы приоритетной господдержки отрасли, примером которой стал на днях отказ правительства увеличивать фискальную нагрузку на концерн. Высокопоставленный чиновник признался "РГ", что вопрос повышения ставки НДПИ и экспортных пошлин на газ "очень щепетильный". "Мы постоянно предлагаем увеличить налоговую нагрузку на "Газпром", но нас никто не поддерживает", - добавил он.

     
    Видео: Сергей Куксин

    На совещании в Хабаровске Владимир Путин заявил, что Россия начинает стратегический проект по расширению системы газоснабжения на восток. К 2020 году на Дальнем Востоке и в Восточной Сибири, согласно экспертным оценкам, будет добываться около 150 миллиардов кубометров газа, что сопоставимо с нынешним объемом экспорта. Путин также заметил, что Дальний Восток и Восточная Сибирь всегда будут находиться под суверенитетом России.

    Невельску помогут

    Премьер затронул и другую важную для региона тему - ликвидацию последствий землетрясения в Невельске.

    - Для оказания материальной помощи пострадавшему населению муниципальному образованию Невельский район из федерального бюджета перечислено 205,6 миллиона рублей. В списках - 6852 человека. Получили помощь 6673 человека. 6852 минус 6673 получается 179. Почему эти 179 этой помощи еще не получили? - поинтересовался Путин.

    - Вы знаете, Владимир Владимирович, некоторые из них умерли еще до принятия решений, - пояснил министр регионального развития Виктор Басаргин.

    Среди прочего руководитель Белого дома объявил о продлении льготных тарифов на воздушные перевозки для дальневосточников до октября 2010 года. А Внешэкономбанк в тот же день заключил с ОАО "Соллерс" кредитное соглашение объемом около 5 миллиардов рублей, 1,8 миллиарда из которых пойдут на организацию автомобильного производства в Приморском крае. Проект на Дальнем Востоке предусматривает выпуск полной линейки японских грузовых автомобилей "Исудзу" грузоподъемностью от 1,5 до 25 тонн, корейских внедорожников "Ссанг Йонг" и спецавтомобилей "Фиат Дукато", предназначенных для пассажирских перевозок, а также для обслуживания социально-бытовой и жилищно-коммунальной инфраструктуры. Число создаваемых рабочих мест на автосборочном производстве составит не менее 700 человек, а мощность автосборки - свыше 15 тысяч автомобилей в год.

    Поделиться