Понедельник стал первым рабочим днем для нового, двенадцатого по счету генерального секретаря НАТО Андерса Фога Расмуссена. По словам главы альянса, он намерен провести сегодня свою первую пресс-конференцию.
Впрочем, на большинство вопросов, которые волнуют мировые СМИ, Расмуссен уже ответил. Говоря о своих приоритетах, он сообщил, что на первое место ставит ситуацию в Афганистане, а на второе - улучшение отношений с Россией.
Среди первоочередных задач Расмуссен назвал подготовку концепции общей стратегии НАТО. Прежняя была принята десять лет назад и давно устарела. Но, несмотря на это, стоящие перед блоком концептуальные вопросы остались прежними.
И главный из них - следует ли НАТО заниматься лишь обеспечением территориальной безопасности участников альянса или же организация вправе заявить о себе, как о гаранте безопасности в мировом масштабе.
Как заявили представители альянса, обсуждение документа пройдет максимально открыто. Предусмотрены публичные дискуссии на форумах в Интернете. В начале осени по инициативе Расмуссена соберется так называемый Совет мудрецов. Ему предстоит координировать работу над концепцией с тем, чтобы в окончательном виде она была готова до конца 2010 года.
"Я готов к предстоящим переменам", - написал накануне выхода на работу в своем интернет- блоге Расмуссен. Он не скрывает, что намерен сделать альянс как можно более транспарентным. Однако остается неясным, сумеет ли новый генсек справиться с инерцией и догмами, существующими внутри НАТО. В том числе в отношении России. При всей очевидной позитивности обозначенной Расмуссеном повестки дня, многие ее моменты пока носят декларативный характер.
56-летний Расмуссен стал первым премьером, который практически сразу после ухода в отставку возглавил альянс. До сих пор считалось, что на эту должность следует предлагать только отставных министров. Эксперты связывают приход в альянс бывшего главы правительства с планами Вашингтона поднять престиж генерального секретаря блока, сделать этот пост более влиятельным и значимым.
На родине Расмуссен известен тем, что под его руководством Дания рассталась с традициями маленького пацифистски настроенного скандинавского королевства и превратилась в один из оплотов американской политики в Европе. Копенгаген поддержал американское вторжение в Ирак и миротворческую операцию в Афганистане, выступал против закрытия тюрьмы в Гуантанамо.
Назначение Расмуссена на пост генсека НАТО сопровождалось крупным скандалом: представители Турции длительное время отказывались утверждать его кандидатуру. При Расмуссене в Дании были опубликованы карикатуры на пророка Мухаммеда, вызвавшие множество протестов в мусульманском мире. Хотя премьер заявил, что осуждает действия редакторов, сам он отказался принести извинения за происходящее в его стране.
Неудивительно, что сразу после назначения Расмуссен объявил о своем желании на новом посту установить и развивать диалог с мусульманским миром.
По мнению постоянного представителя России при НАТО Дмитрия Рогозина, новый генсек посетит Москву в октябре-ноябре. "Мы хотели бы услышать от него, что он лично готов сделать нечто, может быть, даже выходящее за пределы его статуса, чтобы нормализовать отношения между альянсом и Россией", - заявил Рогозин.
Со своей стороны Расмуссен также объявил о строительстве новых отношений с Москвой. Но вот окажется ли достаточно этих добрых пожеланий для нормализации диалога с нашей страной в условиях, когда ряд соседей России, напротив, своими действиями стремятся во что бы то ни стало спровоцировать конфликт между Москвой и Брюсселем? И не станет ли Расмуссен в итоге "заложником" тех политических сил в американском обществе, которые, занимая высокие посты в предыдущей администрации Джорджа Буша, рекомендовали его кандидатуру в качестве главы альянса. Впрочем, в ближайшее время до перезагрузки отношений с Россией у Расмуссена руки вряд ли дойдут.
На 20 августа в Афганистане намечены президентские выборы. По мнению экспертов, они станут первым серьезным испытанием как лично для генсека, так и для предложенной им новой стратегии блока в Афганистане.
Между тем
Альянс уже осознал: операцию в Афганистане невозможно завершить только военным путем. В этой связи Расмуссен дал понять, что НАТО готово вести диалог с умеренными талибами для поиска "некоей формы примирения в афганском обществе". Правда, при этом новый генсек обещал не поступаться принципами, раз и навсегда отказавшись от любых переговоров с представителями "Аль-Каиды".