На прошлой неделе бензин продолжал дорожать во всех регионах. И это в разгар уборочной страды. С начала лета рост цен, по данным Росстата, составил 20 процентов. Сельхозпроизводители, как и автомобилисты, винят во всем монополистов. Кто виноват в растущих ценах на топливо на самом деле, "РБГ" узнала у заместителя руководителя Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Павла Субботина.
- Павел Тимофеевич, в регионах топливо все время дорожает, а ведь в разгаре уборочная. Какие меры принимает ФАС? Как происходит борьба с монополистами в регионах?
- По нашей борьбе за цену на бензин можно изучать географию страны. Одни и те же проблемы в Приморском и Хабаровском краях, на севере - в Архангельской области, на юге - в Карачаево-Черкесии, в Кабарде и Дагестане, в центре России - Липецке, Воронеже, Ростовской области. Удивительное дело, но трудности то с дизельным топливом, то с Аи-92 возникают, как правило, накануне посевной или уборочной страды.
К примеру, на том же Ставрополье цены на автозаправках меняются в одно и то же время на одну и ту же величину. Или разница у них в полкопейки. Понятно, что динамика ценовых изменений никак не может быть связана с издержками бизнеса или с динамикой изменения цен на нефть, основные затраты по которой несет оптовик. Даже нет ничего общего с динамикой отпускных заводских цен.
Занимаясь мониторингом отпускных цен на нефтеперерабатывающих заводах за вторую декаду января, мы зафиксировали большой рост цен в различных регионах. Оказалось, что дизельное топливо подорожало более чем на четверть. А в ряде случаев исчезло из предложений саратовского, самарского, рязанского НПЗ.
- Создают искусственный дефицит?
- Именно так. Больший рост цен сопровождался снижением объема предложения, то есть дефицитом.
- А сейчас уборочная идет...
- И дела, которые у нас рассматриваются, - по "Роснефти", "ЛУКОЙЛу", "Роснефтегазу". Вы знаете, они и не чувствуют себя виноватыми. Наоборот, утверждают, что прогнозировали такое снижение объемов производства.
- А ФАС сможет справиться с этими монополистами?
- Мы призваны, чтобы справляться. Кто-то зарвался, а кто-то действительно имеет объективные причины роста издержек. Кто-то действительно очень хорошо учитывает конъюнктуру рынка. Знаете, здесь надо действовать очень осторожно. Речь-то идет о компаниях, которые приносят деньги в бюджет, обеспечивают страну и топочным мазутом, и дизельным топливом, и бензином. Будем тщательно разбираться. Привлечем экспертов, лучших экономистов, все просчитаем до последней запятой.
- То есть наказывать их нельзя?
- Наоборот, необходимо ввести уголовную ответственность за подобные преступления. Ее будут применять суды. И не мы будем возбуждать уголовные дела, этим будут заниматься органы внутренних дел. Толк будет. Ведь когда была повышена административная ответственность за злоупотребление доминирующим положением, я имею в виду статьи 14.31 14.32 административного кодекса, ввели так называемый оборотный штраф. И ситуация серьезно изменилась. Посмотрите, как сегодня компании, на которых уже наложены миллионные штрафы, бурно реагируют на новые дела! Нефтяники, газовики, коммунальщики не хотят санкций. А если будет введена и уголовная ответственность, то они, наверняка, станут еще более дисциплинированными.
Но есть крупные компании, которые и закон пытаются уважить, и от незаслуженной сверхприбыли отказываться не желают. Опять же нарушают, надеясь, что пронесет. Раньше, когда штрафы составляли 4, 10, 15 МРОТ, они такие суммы просто включали в запланированные издержки производства. Сегодня штрафы стали больнее. Второй антимонопольный пакет закона и последние изменения в административный кодекс, безусловно, повысят эффективность контрольной деятельности в том числе и территориальных управлений Федеральной антимонопольной службы.
- Почти 60% антимонопольных дел возбуждено в отношении органов власти. Какие нарушения региональных чиновников пресекаются? Кстати, вас не прессуют на местах?
- Никогда. Хотя ни раньше, ни сейчас ФАС, по большому счету, никому не нравилась. Мы, собственно, к этому и не стремимся. Пожалуй, ФАС - единственный орган в составе исполнительной власти, который контролирует другие государственные структуры. Конечно, есть и прокуратура, и иные контрольные органы. Однако именно мы ввели понятие дисквалификации, в том числе и для чиновников. Предлагаем тех, кто нарушает законодательство, отстранять от власти уже по тем основаниям, что они нарушают закон. С другой стороны, мы не нравимся и бизнесу, потому что в достаточной степени не защищаем его интересы. Я предполагаю, что мы даже не нравимся нашим гражданам, потому что они ждут от нас большего.
- Однако и бизнес, и граждане жалуются именно в ФАС... На что чаще всего?
- Что скрывать, некоторые представители бизнеса не хотят связываться с органами власти, естественными монополиями. Сегодня ты на них пожалуешься, а завтра рискуешь вообще без своего дела остаться. Но есть и смелые бизнесмены, готовые идти против системных нарушений. К нам недавно обратились производители приборов безопасности на подъемных кранах. Они утверждали, что действия Ростехрегулирования, Ростехнадзора приводят к параличу 300 тысяч подъемных кранов. Любопытно, что те самые приборы безопасности вот уже два десятка лет работают и установлены как раз для того, чтобы кран при сильном порыве ветра не завалился. И вдруг специалисты решили его сертифицировать. Для этого надо заплатить деньги специальному ВНИИ, который и выдаст искомый документ. Да еще вдобавок такую процедуру предложили проходить ежегодно. Самое поразительное, что эти исторические решения касаются только отечественных приборов. Произведенное под маркой "Либхер", "Като" и пр., а также остальное оборудование, ввозимое из-за рубежа, сертифицировать не собираются. Так что такое незаконное решение ФАС пришлось рассматривать и отменять.
На днях я встречался с руководителем московского областного территориального управления ФАС. Они провели проверку в Клину, Электростали, Егорьевском районе. Только в Электростали в 196 случаях установили нарушения по предоставлению земельных участков и прав аренды для бизнеса. Проверили еще четыре района. Там таких же 213 нарушений. Вот и судите о масштабе проблем. Местные чиновники не хотят понимать, что право аренды на помещение, выделение земли для магазина, пекарни, пошивочной мастерской надо давать обязательно в соответствии с процедурами, предусмотренными законом. То есть на конкурсной основе. Только так. Но необходимые документы подписывают иначе, по своим собственным правилам.
- Бывают повторные нарушения?
- В 2008 году таких случаев по России зарегистрировано 911. Тамбовская область - 8, Карачаево-Черкесия - 6, только по администрации города Хабаровска - 7. Нарушения одни и те же - выделение земли, договора аренды. Есть и лидеры по повторным нарушениям в Красноярском крае, администрация Эвенкийского района - 12 зафиксированных фактов.
- Надо полагать, что это одни и те же чиновники?
- Часто те же. И что интересно, они продолжают работать на своих местах. И неважно отзываются о нас.
Однако в регионах многие руководители понимают, что наши действия приносят не вред, а пользу для развития бизнеса, экономики региона, способствуют увеличению занятости. Могу привести пример Ульяновской, Брянской, Кемеровской областей, Горного Алтая, где отношение губернаторов, руководителей законодательного собрания к ФАС правильное. Основной массив нарушений законодательства - в регионах.
- Что необходимо сделать для повышения эффективности работы антимонопольной службы в регионах на уровне решений ФАС и на законодательном уровне? Каких документов не хватает?
- После принятия программы развития конкуренции правительством, Государственной Думой, Советом Федерации, принятия поправок к Закону "О защите конкуренции", административному и Уголовному кодексам, таких документов, мы надеемся, станет несколько меньше.
Однако проблемы остались. Мы настаиваем на участии наших представителей, в том числе территориальных управлений, в работе мировых судей, судов общей юрисдикции, когда те рассматривают заявления о признании незаконным наложение административных взысканий на то или иное должностное лицо. Сегодня процедура эта совершенно удивительная. Сотрудник ФАС, который наложил взыскание, в суд не приглашается, у него даже не интересуются, почему он вынес то или иное решение. Административный кодекс не предусматривает участия в процессе наших сотрудников. Это же ненормальная ситуация. И ее надо менять. Ну и работать дальше.