04.08.2009 02:00
    Поделиться

    Пограничные фитосанитары начали досматривать импортные автомобили

    На прошлой неделе российскую границу пересекли первые импортные автомобили, прошедшие фитосанитарный контроль. Насколько это усложнило жизнь гражданам, корреспондент "РБГ" выяснял непосредственно на погранпереходе.

    Разрешение - бесплатно

    Напомним, с 15 июля этого года в перечень продукции, подлежащей обязательному карантинному контролю, попали и бывшие в употреблении автомобили. Конкретно - легковой и грузовой транспорт, приобретенный за границей и ввозимый на территорию РФ с последующей "растаможкой".

    Нововведение предполагает следующую процедуру: будущему владельцу импортного авто необходимо примерно за месяц перед поездкой получить в Россельхознадзоре импортное карантинное разрешение (ИКР - выдается бесплатно). Для этого он обращается туда с заявкой, в которой указывает, в какой стране и какую машину - грузовую или легковую - он собирается приобрести. Получив ИКР, он может отправляться в Европу за иномаркой. Документ понадобится ему на обратном пути, на погранпереходе, где специалисты фитосанитарной службы проведут первичный досмотр автомобиля. Во второй раз с представителями Россельхознадзора автовладелец встретится на складе временного хранения, куда обязан отвезти машину на время таможенного оформления. Дополнительных финансовых затрат в связи с необходимостью прохождения новых процедур при ввозе авто в Россию он не несет.

    Сметка специалиста

    В досмотровую сумку главного госинспектора отдела надзора в области карантина растений пограничного ветеринарного и фитосанитарного контроля на российско-польской границе в Багратионовске Надежды Пименовой входит совок, щетка, лупа и целлофановые пакеты. Специалисты их еще называют пакеты для сметок - в них они собирают мусор, который находят в автомобиле.

    Первый объект исследования - грузовая машина "Вольво". Бывший владелец из Швейцарии, а перегоняют ее в Россию из Германии по заказу транспортной фирмы в Москве. Перегонщик Александр, скрестив руки на груди, невозмутимо наблюдает, как работает Надежда Пименова. Последняя сметает в пакетик пыль с колес, подкрылок, из кузова. Она также проходится щеточкой в водительской кабине, открывает капот "Вольво" - собирает налипших на радиатор бабочек и с "добычей" отправляется в помещение - анализировать.

    - Ничего они не найдут, - уверен Александр. - Я машину взял с сервиса, а они несут ответственность вплоть до уголовной, если не все стандарты соблюли. Ну а то что грязь на "Вольво" - ну так ведь это просто грязь.

    Александр на границе стоит уже вторые сутки. Очередь на таможне. Дополнительная проверка автомобиля специалистами Россельхознадзора, по его словам, на общем количестве времени его пребывания в пункте пропуска фактически не отразилась.

    Крылья, ноги, хвосты

    Тем временем Надежда Пименова изучает под микроскопом содержимое пакета для сметок. Помещение, где мы находимся, можно назвать многофункциональным. Это лаборатория. На стенах - плакаты, на которых изображены долгоносики и плодожорки.

    - А в грязи с автомобиля "Вольво" ничего не обнаружено, - отвечает главный госинспектор. - Только оторванные крылья, лапки насекомых. Нас же интересуют они не мертвые, а живые.

    Как уверены специалисты Россельхознадзора, расширение перечня подкарантинных товаров необходимо и подтверждается результатами мониторинга за последние годы. Вряд ли новые требования можно воспринимать как попытку ограничить ввоз подержанных авто. Для этого достаточно повысить таможенные пошлины (что, собственно, и делается).

    - По-хорошему, надо проверять все машины, идущие через пункт пропуска. Но тогда граница просто встанет, - говорит Надежда Пименова. - В первую очередь наше внимание направлено на товары, указанные в перечне. До появления в документе требования проверять подержанные авто мы досматривали машины, идущие через границу с овощами-фруктами, растениями, древесиной.

    Кстати

    С начала года Россельхознадзор проверил около 280 тысяч транспортных средств. Было выявлено 863 случая карантинных объектов - в полтора раза больше, чем за аналогичный период прошлого года.

    Поделиться