Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР) собирается ужесточить требования к раскрытию информации при выпуске облигаций. Соответствующие поправки в законопроект о внесении изменений в закон о рынке ценных бумаг регулятор готовит в настоящее время.
Теперь раскрывать финансовое положение заставят не только эмитентов, но и их поручителей. Причем компании, которые планируют выйти на рынок публичного долга, смогут расширить список потенциальных поручителей за счет госкорпораций.
Весь пакет изменений в закон о рынке ценных бумаг, подготовленный ФСФР, по словам заместителя начальника управления эмиссионных ценных бумаг ФСФР Павла Филимошина, ожидается принять до конца этого года.
"Поправки пока обсуждаются. Планируется ввести ряд новых сущфактов о сделках поручителя с заинтересованностью и о крупных сделках и отдельный раздел в ежеквартальном отчете", - сказал Павел Филимошин. Причем по мнению ФСФР обязанность раскрывать эту информацию должна лежать на эмитенте, поскольку неисполнение обязательства по раскрытию информации ведет к претензиям к эмитенту со стороны инвесторов о долгосрочном погашении выпуска.
Кроме того, ФСФР запланировала увеличить минимальный срок действия договора поручительства. Сделано это с целью, чтобы владельцы бондов могли в течение более длительного периода предъявлять требования к поручителю. А вот максимальный срок рассмотрения поручителем требований ФСФР предлагает ограничить.
Менеджер по маркетингу компании "УРАЛСИБ Кэпитал" Юлия Карыхалина пояснила "РБГ", что "данная инициатива ФСФР определенно является нужной, но все же несколько запоздалой. Она затронет только новые размещаемые выпуски, а сейчас рынок облигаций доступен лишь первоклассным заемщикам, для которых с точки зрения инвесторов нововведение ФСФР ничего по сути не изменит". В то же время, по ее мнению, "если ситуация на рублевом долговом рынке продолжит улучшаться и рынок приоткроется для заемщиков более низкого кредитного качества, меры ФСФР по ужесточению поручительства должны будут определенно обеспечить повышенную защищенность инвесторов".
Что касается госкорпораций, которые по замыслу ФСФР смогут выступать поручителями, наряду с коммерческими организациями, то Юлия Карыхалина считает, что "размещение облигаций под поручительство госкорпораций представляется реальной и интересной возможностью, то вся специфика и особенности данного поручительства должны быть четко прописаны".
Начальник отдела организации эмиссий долговых инструментов Промсвязьбанка Айгуль Шайхутдинова считает, что "основной вопрос нововведений - это статус фактической ответственности поручителей, которая прописана как солидарная практически во всех эмиссионных документах по облигациям".
Однако, по ее мнению, "готовность раскрывать можно обязать нормативно, при этом вопрос эффективности вряд ли снимется. Более действенным было бы включение в обязанности самого поручителя раскрывать информацию в том же объеме, который раскрывается эмитентом". О госкорпорациях в качестве поручителей Айгуль Шайхутдинова сомневается, "скорее всего они останутся в госструктуре. Если обеспечения частным компаниям со стороны госкомпаний и будут предоставлены, то это будут исключительные случаи".