03.08.2009 23:00
    Поделиться

    Ирина Давидовская: Заполнению форм первичной документации должно быть уделено серьезное внимание

    Ни Росстат, ни ФНС, ни минфин не могут давать разъяснения по заполнению первичных учетных документов

    Заполнению форм первичной документации должно быть уделено серьезное внимание. Но до настоящего времени нет полной ясности в применении некоторых форм и заполнении отдельных реквизитов. И, казалось бы, ответы на эти вопросы должен дать или разработчик форм - Росстат, или Минфин России. Неожиданно выяснилось, что ни ФНС России, ни Минфин России, ни даже Росстат не собираются давать налогоплательщикам никаких разъяснений по вопросам применения унифицированных форм первичных учетных документов, да и не наделены подобными полномочиями - письмо ФНС России от 20.05.09 N ВЕ-17-3/96@, основанное на письме Минфина России от 04.05.09 N 07-02-10/24.

    Ни для кого не новость, что все хозяйственные операции, совершаемые организацией, должны оформляться первичными учетными документами. Пункт 2 ст. 9 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" обязывает оформлять такие документы на унифицированных формах. И только при отсутствии таковых формы документов организации могут разрабатывать самостоятельно, но с соблюдением наличия обязательных семи реквизитов.

    Постановлением правительства РФ от 08.07.1997 N 835 "О первичных учетных документах" функция по разработке и утверждению альбомов унифицированных форм первичной учетной документации и их электронных версий была возложена на Госкомстат России. За период с 1997 по 2004 год было разработано и утверждено свыше двухсот унифицированных форм. Большинство форм содержит множество показателей, а указания по их заполнению, как правило, сведены к нескольким строкам пояснения без указания требований по заполнению конкретных показателей.

    А ведь правильное оформление первичных учетных документов - это не только требование бухгалтерского учета, но и гарантия документального подтверждения расходов в целях налогообложения прибыли (ст. 252 НК РФ) и получения налоговых вычетов по НДС (ст. 171, ст. 172 НК РФ).

    Как показывает арбитражная практика, правильное заполнение и применение унифицированных форм порой является решающим моментом в судебных спорах. Например, в постановлении ФАС Северо-Западного округа от 02.04.2008 по делу N А05-6659/2007 суд поддержал налоговый орган и отказал в вычете НДС: организация представила не товарные накладные по форме ТОРГ-12, а накладные на отпуск материалов на сторону по форме М-15, оформленные с дефектами и не являющиеся надлежащими первичными документами, на основании которых осуществляется оприходование товарно-материальных ценностей.

    Вместе с тем ФАС Поволжского округа в постановлении от 11.09.2008 по делу N А12-18383/07 указал, что неправильное заполнение товарно-транспортных накладных само по себе не может являться основанием для непризнания расходов реальными и доначисления налога на прибыль при наличии подтверждения факта осуществления хозяйственных операций совокупностью других доказательств.

    Любой недочет в оформлении документов налоговые органы используют как основание уменьшения расходов и отказа в принятии НДС к вычету. А в этом случае - при существенности сумм - спор неизбежен.

    ФНС России до последнего времени полагала, что разъяснения по вопросам применения унифицированных форм относятся к компетенции Минфина России как федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности.

    Однако Минфин России указал, что не имеет отношения к формам первичной бухгалтерской документации и вопросам ее применения. Этой обязанности нет в Положении о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденном постановлением Правительства РФ от 30.06.04 N 329.

    Между тем и Росстат, как выясняется, не должен контролировать эти вопросы.

    В ходе административной реформы данная функция была признана решением правительства РФ избыточной, подлежащей упразднению, о чем сказано в протоколе от 18.12.03 N 47. В связи с этим осуществление данной функции в настоящее время не предусмотрено в Положении о Федеральной службе государственной статистики (утв. постановлением правительства РФ от 02.06.08 N 420).

    Поэтому в отсутствие возможности получения разъяснения по заполнению форм первичной учетной политики налогоплательщику ничего не остается, как самостоятельно ответить на возникающие вопросы, закрепив соответствующие положения в учетной политике организации. Тем более что с 1 января 2009 года в соответствии с новой редакцией ПБУ 1/2008 "Учетная политика организации" организации должны утверждать все формы первичной документации в составе учетной политики, а не только разрабатываемые самостоятельно, как это было ранее. А это значит, целесообразно утвердить перечень применяемых организацией унифицированных форм (при отсутствии каких-либо дополнений в них) и самостоятельно разработанные формы документов по операциям, в отношении которых не предусмотрено применение унифицированных форм первичной документации. И только с внесением соответствующих изменений в Закон "О бухгалтерском учете" или принятием его новой редакции (а в проекте закона предусмотрен отказ от утверждения унифицированных форм первичной документации) станут возможными самостоятельная разработка и утверждение всех форм применяемых организацией документов.

    В заключение несколько слов о путевом листе.

    Унифицированные формы путевых листов также утверждены Госкомстатом России - постановление от 28.11.1997 N 78. Однако в соответствии с Уставом автомобильного транспорта, вступившего в действие в мае 2008 года, утверждение обязательных реквизитов и порядок заполнения путевых листов возложено на Минтранс России, что и сделало министерство в приказе от 18.09.2008 N 152. Это привело к тому, что все организации, оказывающие автотранспортные услуги, встали перед дилеммой: использовать унифицированную форму путевого листа или разработать форму самостоятельно с учетом требований Минтранса России? Выходом из этой ситуации может быть включение в унифицированную форму обязательных реквизитов, установленных в приказе Минтранса России N 152, и утверждение ее в составе учетной политики.

    www.palata-nk.ru

    Поделиться