Александр Поносов: ЕГЭ - это не спасательный круг для системы образования

На этой неделе в Улан-Удэ пройдет Всероссийский форум, посвященный инновационному образованию. Мы спросили учителя, которого судили за то, что он обучал детей на компьютере, - есть ли шансы у средней школы модернизироваться?

- Недавно ко мне приезжал приятель из США и в очередной раз подтвердил: американские родители не в восторге от тамошней системы тестовой проверки знаний. Финансирование школ в США зависит от оценок по английскому и математике, и преподаватели усиленно "натаскивают" детей именно по ним. Примерно то же самое сейчас происходит и у нас. Детей "затачивают" на сдачу теста путем "зубрежки".

И когда они становятся студентами, многие не могут учиться в вузах. Мы видим большой отсев с первых курсов. Я много общаюсь с представителями вузов, они не в восторге от ЕГЭ. Может быть, поэтому ряд российских вузов оставили себе возможность выбора путем проведения экзаменов по профильным предметам?

Другая проблема школы - "бухгалтерский" подход. Мало кого из чиновников интересует качество знаний, для них главное - экономия бюджетных средств. Знакомый педагог признался, что ощущает себя счетоводом. Большой вопрос и по качеству преподавателей. Средний возраст педагогов - за сорок, им на смену приходят зачастую случайные люди.

В итоге детям стало просто неинтересно ходить в школу. Ведь заниматься зубрежкой под предводительством некомпетентных педагогов мало кому захочется.

Чтобы изменить ситуацию, нужно не торопиться с реформами, вместо этого главное внимание уделить кадрам. Учителя должны чувствовать себя спокойно, не дергаться, не подстраиваться под изменяющиеся каждый год программы. ЕГЭ отлично показал себя в математике и других точных науках, но в гуманитарной сфере он буксует. ЕГЭ - это не панацея от коррупции, не спасательный круг для системы образования, тонущей во всевозможных проблемах. Это всего лишь инструмент, не самый совершенный, не универсальный, как нам его хотят представить. Причем прошло не так много времени, чтобы все научились им пользоваться.

Главная задача школы, которая была, есть и будет, это подготовка грамотных, развитых людей, способных самостоятельно мыслить и принимать решения. И для ее решения необходим спокойный, методичный подход, без шараханий и неразумных увлечений модными системами образования.