Генерал Пукач оказался в заложниках у украинских политиков

Две недели прошло с момента задержания украинскими спецслужбами генерала Алексея Пукача - одного из обвиняемых в убийстве журналиста Георгия Гонгадзе.

Следствие предполагает, что этот человек, возможно, знает имена высокопоставленных заказчиков преступления.

За последнее время информация о том, как проходит расследование дела Гонгадзе официально раскрывалась дважды: замглавы Службы безопасности Украины (СБУ) Василий Грицак и министр внутренних дел Юрий Луценко с разницей в неделю рассказали, что Пукач якобы назвал имена заказчиков, числом от трех до четырех. Причем кое-кто из названных лиц, как можно было понять из их слов, находится у власти и сейчас.

Вчера аналогичную информацию со ссылкой на неназванный источник, близкий к следствию, распространили информагентства. Якобы, по словам информатора, Пукач назвал всех заказчиков убийства, его показания тщательно запротоколированы, с них сделано несколько копий, которые спрятаны в разных местах. Называть заветные имена организаторов убийства источник не стал.

Все это можно воспринимать либо как способ поддержать общественный интерес к резонансному делу, либо как попытку обезопасить самого Пукача от возможного покушения. Мол, если показания, достаточные для представления в суде, уже даны, то и смерть Пукача их уже не изменит. В любом случае генерал, не отрицающий, кстати, своего участия в убийстве и даже показавший следствию место, где закопана голова Гонгадзе - а это по сути единственный реальный итог расследования, оказался в заложниках у украинских политиков.

О том, что арест Пукача за три месяца до начала президентской кампании не случаен почти все крупные политики - от Юлии Тимошенко до Виктора Януковича - заявили сразу. О торжестве закона и замечательно проведенной операции СБУ и прокуратуры говорил только президент Украины Виктор Ющенко, не скрывающий своей заинтересованности: следствие по делу Гонгадзе находится под его персональным контролем. Остальные потенциальные участники президентской гонки выражают острожные надежды, что следствие будет профессиональным, свободным и беспристрастным.

Выгода для главы государства от задержания Пукача и напряжения, вызванного во внутренней политике этим арестом, очевидна: во-первых, президент тем самым исполняет предвыборное обязательство, во-вторых, дело Гонгадзе - прекрасный инструмент для давления на политических партнеров и оппонентов, от спикера Владимира Литвина до приближенных Юлии Тимошенко.

Задержание Пукача, похоже, вообще открыло ящик Пандоры, полный всевозможных скандалов, очень выгодных перед выборами Ющенко. К примеру, прокуратура уже проверяет Пукача по делу о смерти лидера Народного Руха Вячеслава Черновола в 1999 году. Его сын, депутат парламента Тарас Черновол, а также старые соратники его отца, утверждают, что автомобильная катастрофа на совершенно пустой дороге, в которой погиб старший Черновол, не трагическая случайность, а убийство. И к нему, в силу тогдашней должности - начальник криминальной разведки, мог быть причастен генерал Пукач.

Наконец, Пукач, организовывавший слежку не только за криминальными авторитетами, но и за политиками и общественными деятелями, в принципе является кладезем разнообразного компромата на тех, кто был при власти ранее, и тех, кто в 2000 году только собирался ее захватить.

Другой вопрос, захочет ли бывший генерал обо всем рассказывать, да и знает ли он в реальности заказчиков убийства Гонгадзе. Люди, которые, как предполагается, отдавали ему приказ, непосредственно полученный от высокопоставленного заказчика, - экс-глава МВД Юрий Кравченко и глава секретариата МВД Эдуард Фере - уже мертвы. Первый покончил с собой сразу после "оранжевой революции" (есть версия, что и это было убийство), второй еще в 2003 году после инфаркта впал в кому и умер, не приходя в сознание, два месяца назад.

И того, и другого Пукач на суде может назвать заказчиками убийства, не вдаваясь в высшие политические сферы. Пока же следствие продолжается, информация о якобы названных Пукачем заказчиках убийства Гонгадзе может появиться еще не раз.

Павел Дульман

"Российская газета"

Киев