За нецелевое использование сельскохозяйственных угодий более 500 землевладельцев в Калужской области привлечены к административной ответственности.
- Кому-то пришлось добровольно отказаться от участков. Другие сумели найти силы, чтобы исправить положение, - рассказал министр сельского хозяйства области Леонид Громов. Кстати, были и такие хозяева, которые только создавали видимость бурной деятельности, но обработку земли вели с грубыми нарушениями технологий.
Леонид Громов считает, что закон отводит слишком большой срок для того, чтобы принять меры по отношению к нерадивому землепользователю - три года. За этот срок участок может зарасти до такой степени, что придется тратить немалые средства для его возвращения в сельхозоборот. Кстати, в области для таких работ уже начали комплектовать специальную технику. Готовится и соответствующая программа с бюджетным финансированием. Такова цена не только неэффективного использования наделов, но и несовершенства законодательства, уверен региональный министр.
Однако есть и еще одна проблема: в Калужской области обрабатывается только 300 тысяч из почти 870 тысяч гектаров пахотной земли. Остальное - как правило, либо доли местных жителей, либо вовсе невостребованные участки (хозяина не найти, он переехал или вовремя не оформил необходимые документы). Минсельхозу и минэкономразвития области пришлось разрабатывать методику возврата таких угодий в сельскохозяйственный оборот. Уже около четырех тысяч гектаров удалось вернуть в муниципальную собственность.
Другой сдерживающий фактор - низкий уровень применяемых в калужских селах технологий и дефицит современной сельхозтехники. Там, где все это в наличии, урожайность зерновых доходит до 37 центнеров с гектара (хотя речь идет о зоне рискованного земледелия). К сожалению, таких хозяйств пока немного. В основном это крупные сельхозпредприятия, куда вложили серьезные средства инвесторы.
Тем не менее в министерстве сельского хозяйства полагают, что 25 центнеров с гектара - вполне подъемный показатель для большинства аграриев. Кстати, приход новых технологий, повышение производительности и, как следствие, рост заработной платы позволяют привлечь новые кадры и удержать ту молодежь, что еще осталась в калужской деревне.
Корреспонденту "РГ" довелось убедиться: в одном из таких, как раньше говорили, передовых хозяйств в Медынском районе молодые люди на самом деле задумываются над тем, чтобы остаться в селе.
- Сейчас и дома строят, и технику дают современную, и платят по 12-15 тысяч, а раньше не было и пяти тысяч… Почему бы не остаться? - заметил старшеклассник Артем, которому уже скоро предстоит решать, что делать в будущем.
Дополнительно молодым специалистам с высшим образованием из областного бюджета ежемесячно выплачивается четыре тысячи рублей, выпускникам техникумов - три, СПТУ - две. Есть и разовые пособия: 10 тысяч рублей после первого года работы, 15 - после второго и 20 - после третьего.
Однако на Форуме сельской молодежи ЦФО, прошедшем в Калуге в ноябре прошлого года, говорилось о том, что необходимо серьезно повышать выплаты на обустройство в селе. Например, по мнению заместителя директора одного из сельхозпредприятий Михаила Голубева, в конце третьего года работы молодой специалист вправе рассчитывать как минимум на 100 тысяч рублей. В министерстве сельского хозяйства области такие требования считают справедливыми.
- Надо, чтобы после первого года молодой специалист получал в пределах 80 тысяч, после второго - 120, а в конце третьего года - 150 тысяч рублей, - говорит Леонид Громов. Тогда не только те, кто занят в агропроме, но и учителя, медики, культработники, смогут нормально обустроиться, что крайне важно для комфортной жизни и работы.
По мнению региональных чиновников, в совокупности все эти меры - корректировка законодательства, внедрение новейших технологий и поддержка кадров - должны выправить ситуацию, которая сложилась, в частности, с пахотными землями.