На пресс-конференции, посвященной современному состоянию и перспективам строительной отрасли, президент Российского союза строителей Владимир Яковлев заявил, что при поддержке государства можно снизить цены на жилье в России в среднем на 20-40 процентов, если решить вопросы, связанные со стоимостью земли, подключением коммуникаций, оформлением документации и инвентаризации. С помощью каких именно механизмов можно это сделать и насколько предлагаемые меры изменят ситуацию на строительном рынке, мы решили выяснить сразу у двух экспертов: первого вице-президента Российского союза строителей (РСС) Григория Веретельникова и руководителя Федерального центра ценообразования в строительстве и промышленности строительных материалов Евгения Ермолаева.
- Григорий Константинович, почти 14 процентов в расчете себестоимости строительства жилья занимает выкуп (аренда) земельного участка. Как удешевить землю?
- Сейчас РСС готовит ряд предложений для того, чтобы упростить процедуру оформления земли под строительство, сократить сроки оформления проектно-сметной документации, оформления недвижимости в собственность. Мы предлагаем отменить аукционы на землю под строительство многоквартирных домов, коттеджных поселков, усадебных домов в сельской местности и плату на землю на период всего нормативного срока строительства. И решение этого вопроса прежде всего в компетенции субъектов РФ.
- А как быть с подключением коммуникаций?..
- Необходимо умерить аппетиты монополистов, чтобы добиться снижения платы за техническое подсоединение к инженерным сетям. Для этого необходимо внести изменения в правила технологического присоединения к электросетям. Когда проектировщик закладывает потребляемую мощность на дом, то на каждую квартиру приходится от 16 до 25 киловатт. И если снизить стоимость одного киловатта хотя бы на 20-25 процентов, то в структуре квадратного метра энергетика составляла бы всего 8-12%.
Чтобы добиться снижения цены на жилье, необходимо стимулировать собственного производителя стройматериалов, оборудования, техники. Ведь не секрет, что сегодня весь основной инструмент на стройках - импортный. Мы не развиваем внутренний рынок, и все это косвенно влияет на стоимость квадратного метра.
Кроме того, необходимо внести изменения в Градостроительный кодекс. В частности, предлагается к саморегулируемым организациям отнести и предприятия стройиндустрии, а не только проектные и строительные компании. Таким образом создавать комплексные, объединенные СРО.
И, наконец, самое главное - вести опережающую подготовку земельных участков под строительство. Всю инженерную, транспортную инфраструктуру нужно создавать до того, как начнется строительство. Это можно делать не только за счет федеральных денег.
- Как вы считаете, что из предлагаемых мер можно сделать уже сегодня?
- Чтобы подготовить земельные участки под строительство, специальных распоряжений правительства РФ не нужно. Уже сегодня этот вопрос под силу решить губернаторам.
- Евгений Евгеньевич, а как, на ваш взгляд, можно снизить себестоимость строительства?
- Если под себестоимостью строительства понимать непосредственно издержки на создание объекта, то необходимо выбирать наиболее экономичные конструктивные решения, сокращать сроки строительства за счет оптимизации проекта организации строительства, создавать системы учета и управления внутрихозяйственными затратами строительных организаций (выбор выгодных партнеров и поставщиков строительных ресурсов).
- И как это сделать, если сметы на строительство постоянно пересматриваются в сторону увеличения?
- Себестоимость - это издержки по факту завершения строительства. И путать ее со сметной стоимостью не следует. Сметная стоимость - это плановые расчеты до начала строительства и в процессе строительства составляемые на основе сметных нормативов.
Действующая на настоящее время система ценообразования позволяет лишь описывать затраты в процессе строительного производства. Сметные нормы, предусмотренные в существующих сборниках федеральных и территориальных расценок, описывают стоимость способов производства работ. Мало того что любое техническое решение может быть исполнено разными способами (технологиями). Эти решения принимаются в рабочей документации, которая разрабатывается уже в процессе строительства.
Существующая практика бюджетного процесса никак не побуждает проектировщиков, заказчиков и подрядчиков экономить на бюджетных стройках. Ситуация может измениться в корне после появления новых "конструктивных" нормативов, которые будут мотивировать проектировщиков применять наиболее оптимальные и экономичные решения, укладывая проектные решения в параметры стоимости будущего объекта, задаваемые заказчиками.
Без новых видов сметных нормативов, разработка которых будет выполнена в процессе исполнения постановления Правительства Российской Федерации от 18 мая 2009 года 427 "О порядке проведения проверки достоверности определения сметной стоимости объектов капитального строительства, строительство которых финансируется с привлечением средств федерального бюджета", невозможна реализация в полном объеме Федерального закона о государственных и муниципальных закупках (от 21.07.2005 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд").
С 1 января 2010 года экспертиза сметного раздела проектной документации (теперь это называется "проверка достоверности сметной стоимости") выделена в самостоятельный, юридически значимый процесс, который заканчивается выдачей отдельного заключения. Форма нового заключения о достоверности сметной стоимости и порядок его оформления будут установлены минрегионом.
Теперь при проектировании будут действовать "нормативы цены конструктивных решений". Таким образом, нормироваться будут не технологии, виды работ и услуг, а цена готового конструктивного решения.
- Итак, каковы основные причины необоснованного увеличения стоимости работ?
- Это завышение физических объемов работ, определяемых из проектной документации (может увеличить общую стоимость на 10-30%), некорректное применение существующих расценок (по отдельным видам работ хитрое жонглирование расценками позволяет получить с заказчика в разы больше фактической стоимости этих работ) и применение неоправданно дорогих материалов (в основном отделочных). При этом основной бич - непрофессиональное проектирование. Решение вопросов экономической эффективности проектных решений проектировщики не считают своей задачей, а заказчики (инвесторы) этой проблемы не понимают.
Сколько должен стоить 1 кв. м дома типовой застройки в Тамбове?
Стоимость строительства одного квадратного метра жилых домов различных типовых проектных решений в Тамбове в самых дорогих домах (из монолитного железобетона) - 25-27 тысяч рублей за квадратный метр, в самых дешевых (панельных) - 22,7 тысячи рублей за "квадрат".
При этом стоимость 1 кв. метра жилых домов высотой меньше 9 этажей будет дороже на 10-20%.
Все эти цифры не включают затраты застройщиков (инвесторов строительства) на приобретение (аренду) земельного участка (10-40%) и плату за подключение к электрическим сетям, которая может прибавить к стоимости еще 35%.
Кроме того, если строительство ведется не в центре Тамбова, а на его окраине, то затраты на подключение к внешним сетям могут дополнительно составить еще 30-50% в зависимости от массовости застройки.
На этом конкретном примере становится понятно, что если для государства строительство типового квадратного метра может уложиться в 25 тысяч, то для частных инвесторов в зависимости от условий строительства вписаться в 30 тысяч рублей за "квадрат" с учетом платы за землю и внешние сети достаточно затруднительно.
По подсчетам руководителя Федерального центра ценообразования в строительстве и промышленности строительных материалов Евгения Ермолаева