Для Олимпиады в Сочи построят новые железные дороги

Строительство дополнительных путей для обслуживания портов и олимпийских объектов, а также новых узловых станций в приграничной зоне станет приоритетной темой развития железнодорожного транспорта на Юге России в ближайшие годы.

Об этом в интервью "РГ" рассказал руководитель Южного территориального управления Федерального агентства железнодорожного транспорта Олег Федоренко.

Российская газета: Как вы оцениваете деятельность железнодорожного транспорта в нынешних экономических условиях?

Олег Федоренко: Объемы железнодорожных перевозок в южном регионе в первом полугодии снизились, хотя и незначительно. Когда нет товаров, то и возить нечего. В то же время увеличились объемы перевозок к южным портам (пусть даже всего на два процента) и через пограничные переходы на границах с Казахстаном и Украиной.

Транспортная отрасль ЮФО затронута спадом в меньшей степени, чем в других округах. Это вызвано тем, что сюда переключились транспортные потоки, которые раньше шли на юго-восток и северо-запад. Поставщики товаров сочли услуги южного транспортного узла более выгодными - себестоимость перевозок оказалась ниже. Неслучайно железная дорога в ЮФО перевезла в первом полугодии текущего года столько же грузов, сколько за весь 2008-й.

РГ: Как будет развиваться отрасль в обозримой перспективе?

Федоренко: Продолжится строительство портов и железнодорожное строительство на побережье Черного и Каспийского морей. Предусмотрено дальнейшее сооружение припортовых станций и подъездных путей для обслуживания развивающихся портов Таманского полуострова. Здесь планируется создать специализированные портовые мощности, способные перерабатывать 60 миллионов тонн грузов в год. Будет усилена пропускная способность железнодорожной инфраструктуры на основных направлениях грузопотоков: Москва - Волгоград - Астрахань, Москва - Новороссийск, Саратов - Волгоград - Котельниково - Тихорецк - порты Черноморского бассейна. Это позволит перераспределить на новое направление грузы с перегруженных портов Новороссийска и Туапсе.

Большое строительство развернулось в Новороссийском транспортном узле. В 2010 году морской порт планирует завершить реконструкцию нефтяного терминала Шесхарис, увеличив его пропускную способность на 15 миллионов тонн. Чтобы избежать возникновения простоя вагонов на подходе к порту, скоро проложат второй новороссийский тоннель.

Продолжается развитие припортовой станции и порта Туапсе, через которые транспортируются нефтепродукты, уголь. Возводится портовый терминал по перевалке минеральных удобрений перегрузочной мощностью 2,8 миллиона тонн в год.

Важная роль отводится железнодорожным паромным переправам в другие государства Черноморского бассейна. Недавно из порта Кавказ было открыто движение парома в болгарскую Варну, что позволило реализовать проект по модернизации припортовой станции Кавказ стоимостью два миллиарда рублей. Это обеспечит наращивание объемов железнодорожных перевозок на морских маршрутах Кавказ - Поти и Кавказ - Крым. Реконструируются Астраханский и Волгоградский железнодорожные узлы, что увеличит их пропускную способность.

РГ: Это делается для того, чтобы через волжские узлы осуществлять поставки каспийской нефти в Европу?

Федоренко: Да. Проходящие через Волгоград вторые пути свяжут поставщиков нефти и газа, добываемого на шельфе Каспийского моря, с портами Кавказ и Темрюк. Чтобы разгрузить Новороссийск и Туапсе на Тамани, на мысе Железный Рог, строится небывалый для России порт. Он вынесен в море и будет стоять на металлических сваях. К нему сейчас прокладывается железнодорожная ветка. Помимо нефти и газа порт начнет поставки в Европу продукцию отечественных химических заводов. Проект очень перспективный.

РГ: Какова роль железнодорожного транспорта в обеспечении международных перевозок в ЮФО?

Федоренко: В рамках работы по организации комбинированных перевозок между Россией и Турцией через порты Кавказ и Самсун (Турция) завершается сооружение второй очереди железнодорожной паромной переправы в порту Кавказ. На участках Волгоград - Астрахань, Сенная - Саратов - Волгоград - Котельниково будут введены в эксплуатацию вторые пути. Это усиление пути увеличит пропускную способность международных транспортных коридоров "Север-Юг" и "Транссиб".

Чтобы облегчить прохождение грузов через границу, в ЮФО откроются еще шесть пограничных железнодорожных пунктов пропуска. На эти цели выделено 2,5 миллиарда рублей. Три появятся на границе с Казахстаном - "Шунгули", "Кайсацкая" и "Аксарайская". Один - "Успенская" - на границе с Украиной. На юге откроются два погранперехода - "Самур" (возле Дербента) и "Веселое" (возле Адлера). Два последних уже прошли госэкпертизу, остальные в стадии проектирования. Первым планируется запустить "Веселое". Дело в том, что для сооружения олимпийских объектов очень выгодно получать щебень из Абхазии: он высокого качества и дешевле.

РГ: Реализация олимпийской программы приведет к росту перевозок?

Федоренко: Несомненно. Поэтому активно строятся железнодорожные объекты специально для Олимпстроя. Вводятся в эксплуатацию грузовые дворы в Сочи и Адлере, двухпутные вставки на перегоне Туапсе - Адлер. Прокладываются железнодорожные пассажирские линии из Адлера на Красную Поляну и в аэропорт.

РГ: Разве в районе Сочи есть место для новых железнодорожных линий?

Федоренко: Свободного пространства мало, поэтому магистрали строятся эстакадным способом. Там, где это невозможно, придется пробивать тоннели в горах.

РГ: Каковы перспективы строительства метрополитена в ЮФО?

Федоренко: В систему метрополитена на Юге России входит только метрам - скоростной трамвай в Волгограде. Изучается вопрос о сооружении метро в Ростове-на-Дону. Окончательного решения по этому вопросу не принято. Кризис спутал все планы, но технико-экономическое обоснование ростовской подземки будет проводиться обязательно.