Каждый второй ученический автобус на Кубани опасен для перевозки детей

Десять административных дел и 61 исковое заявление против чиновников, отвечающих за безопасность перевозок учеников, рассматриваются сейчас в судах края. Причина - безобразное обслуживание школьных автобусов.

Оказывается, из 945 единиц автотранспорта, предназначенного для школьников, более половины не вписываются в требования ГОСТа. В восьми районах края не организован необходимый технический контроль, а в пяти - водители вообще не смогли вспомнить, когда проходили медосмотр. Таковы шокирующие итоги недавней проверки краевой прокуратуры технопарков школ. За два последних года на Кубани ученические автобусы стали участниками семи ДТП. А четыре месяца назад в Лазаревском районе водитель, подвозивший детей в школу, чудом сумел положить на бок перевернувшуюся машину. 17 учеников, к счастью, отделались ушибами.

По словам помощника прокурора Краснодарского края Елены Козырь, материалы глобального "среза" переданы в районные и городские суды, в краевую администрацию.

Однако и работники школ, и специалисты краевого департамента образования и науки утверждают, что судебными исками проблему не решить.

- Первая партия школьных автобусов, переданная в край в рамках нацпроекта, изначально не соответствовала требованиям ГОСТа, - говорит руководитель Центра укрепления материально-технической базы образования краевого департамента образования и науки Александр Шабалин. - Для их переоборудования придется потратить не менее 200 тысяч рублей на каждую машину.

Краснодарский край имеет солидный школьный автопарк - 945 автобусов. А нужно еще больше - как минимум 213 новеньких машин. Из-за недостатка транспорта школы вынуждены использовать не только "нестандартную" технику (она на Кубани составляет более половины школьного технопарка), но и 130 автобусов, которые морально и технически устарели.

Однако сотрудники краевой прокуратуры считают, что даже самая совершенная техника не будет работать долго, если за ней ухаживать так, как это делают в кубанских школах.

Причина - опять-таки в отсутствии финансов, - парируют специалисты "школьного департамента". При формировании бюджетов муниципалитетов выделяются деньги на горючее для ученических автобусов. Но, по их мнению, нужны средства и на их техническое содержание и профилактику.

Впрочем, в Новороссийске сумели решить эту проблему. В городе и школьную технику, и административный транспорт, и машины для здравоохранения обслуживают специалисты единого централизованного муниципального автогаража.

Итоги прокурорской проверки обсудили краевые власти. Главам районов и городов Кубани предписано найти деньги в муниципальных бюджетах на то, чтобы обеспечить безопасность перевозок детей, пожертвовав фейерверками и праздничными шоу.

Комментарий

Сегодня из-за участившихся ДТП с пассажирскими автобусами проверки автопредприятий идут во многих регионах страны. Очередная прошла и на Алтае. Вот как комментирует ее результаты заместитель начальника управления Государственного автодорожного надзора по Алтайскому краю Владимир Мошкин:

- Проверки показывают, что перевозчики сегодня практически в массовом порядке нарушают условия лицензирования, технические требования к содержанию автобусов, режим работы водителей. Но реально повлиять на их деятельность мы не можем, поскольку отозвать лицензию имеет право только суд, и для этого нужные веские причины. Вот яркий пример - недавно в Барнауле на одном из автопредприятий мы обнаружили вопиющее нарушение условий труда и отдыха - водитель работал на линии 5 дней подряд по 13 часов в сутки! Составили протокол и направили его в суд с требованием приостановить деятельность перевозчика, но арбитражный суд посчитал нарушение малозначимым и освободил автопредприятие от ответственности, учтя его сложное финансовое положение. Водители должны работать не больше 40 часов в неделю, а если они находятся за рулем по 13, а то и по 16 часов в сутки, то ни о какой безопасности говорить не приходится. На прошлой неделе недалеко от Барнаула пассажирский автобус съехал в кювет, потому что 42-летний водитель из соседней Республики Алтай просто умер за рулем во время движения.

Введение тахографов (техническое средство измерения, предназначенное для непрерывной индикации и регистрации в автоматическом режиме скорости движения, пробега автомобиля, периодов времени труда и отдыха водителей) на всех пассажирских и грузовых маршрутах, а также ужесточение наказания за нарушение режима труда и отдыха могло бы изменить ситуацию на дорогах. Но пока тахографы обязательны только на международных маршрутах, а на территории России такого жесткого требования нет.

Кроме того, не лучшим образом на ситуации скажется отмена с 1 июля лицензий на заказные пассажирские перевозки. Теперь лицензируется только деятельность перевозчиков, работающих на маршрутах, а те, кто возит пассажиров по заказу, могут просто уведомлять Госавтодорнадзор. Но пока с уведомлениями к нам никто не обращался.