Законопроект, вводящий госрегулирование цен на жизненно важные лекарства, будет рассмотрен в правительстве в конце августа, а затем внесен в Госдуму. Об этом сообщила вчера директор профильного департамента минздравсоцразвития Диана Михайлова.
Но, поскольку принятие закона, да еще такого сложного и неоднозначного, дело не быстрое, власть продолжает "давить" на фармрынок, используя весь имеющийся административный арсенал.
Росздравнадзор уже второй месяц мониторит цены в аптеках, на оптовых складах и в госпитальном секторе, а министерство рассылает письма в администрации "наиболее отличившихся", по выражению Михайловой, регионов.
Многие губернаторы, очевидно, отличаются отменным здоровьем, потому что информацию о зашкаливающих ценах на лекарства первоначально восприняли с удивлением. Тем не менее настоятельные "просьбы" из Москвы были приняты к сведению, и в регионах вплотную занялись тем сегментом рынка, на который они реально могут повлиять, а именно - торговыми надбавками. В среднем по стране, по данным министерства, общая надбавка в опте и рознице составляла 27,7 процента от закупочной цены на лекарства в январе, а спустя полгода - 27,8 процента. Тем не менее многие регионы сообщают, что принимают жесткие решения по "укорачиванию" аппетитов дистрибьютеров и аптек.
Способы используются разные: где-то составляют свои списки "самых" важных лекарств и требуют продавать их с минимальной наценкой. Где-то пошли по пути пусть небольшого, но тотального (то есть на все лекарства) уменьшения торговой маржи. При этом массированные проверки аптек и складов сейчас проводит прокуратура: уже само появление людей в погонах заставляет провизоров перепроверить свои ценовые расчеты.
В Генпрокуратуре говорят, что настроены решительно: при первом обнаруженном нарушении фармацевтов штрафуют, в случае повторного - грозят приостанавливать действие лицензии. Для аптеки и склада это по сути означает свертывание бизнеса. Правда, пока о таких прецедентах ничего не слышно. Между тем одна-две "показательные" экзекуции, растиражированные СМИ на всю страну, могли бы заставить бизнес серьезно призадуматься. Именно так, напомним, действовала власть в прежние кризисные времена, когда частный бизнес месяцами задерживал работникам зарплату.
Оценить, какой из сдерживающих факторов сегодня больше влияет на ценники в аптеках, довольно сложно. Чиновники склонны думать, что "работают" административные меры. Независимые эксперты, впрочем, объясняют стабилизацию цен в первую очередь прекращением девальвации рубля. Ведь, напомним, фармрынок очень зависим от курса валют, поскольку до 80 процентов всех продаваемых у нас лекарств - импортные, закупаемые за доллары и евро. А оставшиеся 20 процентов, которые производятся внутри страны, изготавливаются из импортного же сырья. То есть тоже "привязаны" к валютной корзине.
На днях социальный министр Татьяна Голикова сообщила, что рост лекарственных цен в целом по стране приостановился: в июне препараты подешевели в аптеках на 0,16 процента. По крайней мере, в той части ассортимента, который государство взяло "под колпак". (Дело в том, что цены Росздравнадзор отслеживает не на весь ассортимент, а примерно на 350 наименований самых ходовых лекарств.)
Независимые же эксперты, тоже отмечая "успокоение" цен, все же констатируют продолжение роста: в июне в среднем по рынку удорожание составило 1,6 процента, а индекс цен по ТОП-100 препаратов (сотня лидирующих по объему продаж) составил 0,5 процента (см. график).
Как будут развиваться события дальше? По мнению Михайловой, пик ценового роста пройден, больше до конца года лекарства резко дорожать не будут. Эксперты, отслеживающие колебания на рынке, все же увязывают дальнейшую динамику цен с изменениями валютного курса. Останется рубль стабильным - всплеска цен не будет. Если курс изменится - дрогнут и цены.