06.08.2009 01:30
    Поделиться

    Все нуждающиеся фронтовики Москвы получат квартиры до 1 сентября

    Власти обещают: все нуждающиеся фронтовики Москвы получат квартиры до 1 сентября

    До 65-й годовщины Победы, которую страна отпразднует в мае будущего года, все участники и инвалиды Великой Отечественной войны, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, должны быть обеспечены квартирами. Так сказано в Указе президента РФ от 7 мая 2008 года.

    Москва обязалась выполнить задание досрочно, уже к 1 сентября этого года. Кроме того, столичные власти по собственной инициативе предлагают фронтовикам-инвалидам, живущим в домах без лифтов, обмен на нижние этажи, в основном - в новостройках.

    О том, как город справляется со взятыми обязательствами, корреспонденту "РГ" рассказал первый заместитель руководителя столичного департамента жилищной политики и жилищного фонда Николай Федосеев.

    Касается и вдов

    Российская газета: Николай Викторович, как вообще могло случиться, что через шесть десятков лет после войны находятся фронтовики, которые до сих пор стоят в жилищной очереди? Неужели столица за эти годы не могла обеспечить всех героев квартирами?

    Николай Федосеев: Конечно, могла. И обеспечивала. К 50-летию Победы все нуждающиеся участники и инвалиды войны получили квартиры. И каждые следующие пять лет - в 2000-м, 2005-м году - мы полностью закрывали их очередь на улучшение жилищных условий. Но жизнь есть жизнь: у ветерана вырастали и обзаводились своими семьями внуки - и он опять оказывался в стесненных условиях. Указ президента дал возможность вне очереди обеспечить таких людей квартирами. Так что некоторые фронтовики получают от города бесплатное жилье не по первому разу.

    РГ: Сколько же сегодня участников войны ждут в Москве новоселья?

    Федосеев: В 2008-2009 годах на жилищном учете состояли 945 ветеранов-льготников. Из них 849 уже переселились в новые квартиры, 65 сняты с очереди, многие, увы, по печальным обстоятельствам - не дожили до этого дня. Ведь и самым молодым фронтовикам уже перевалило за 80. На сегодня осталось обеспечить жильем 31 человека. До 1 сентября город предоставит им отдельные квартиры. Кстати, те из фронтовиков, кто встанет на жилищный учет до 1 мая 2010 года, также могут претендовать на внеочередное улучшение жилищных условий.

    РГ: Давайте уточним, кто из ветеранов вправе стать очередником, а точнее, внеочередником?

    Федосеев: Условия четко прописаны в законе города Москвы (N 29 от 14.06.2006 года) "Об обеспечении права жителей Москвы на жилые помещения". Во-первых, человек должен прожить в столице не менее 10 лет, причем в общей сложности, а не беспрерывно. Во-вторых, иметь менее 10 квадратных метров на члена семьи. При этом учитывается не только площадь, где человек прописан, но квартиры и комнаты, которые находятся либо в собственности, либо в пользовании всех членов семьи, проживающих совместно. Это касается всех очередников, включая ветеранов-льготников.

    Согласно президентскому указу, сейчас вне очереди предоставляются квартиры участникам и инвалидам Великой Отечественной войны, а также их вдовам, которые в установленном порядке признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий.

    Дедушка не для прописки

    РГ: Исключений не делаете?

    Федосеев: Конечно, бывают ситуации, когда приходится решать вопрос в индивидуальном порядке. Так, в наш департамент обратилась за помощью москвичка, которая перевезла к себе немощного 90-летнего отца-фронтовика из деревни в Воронежской области. Он там жил в старом доме с печным отоплением. В порядке исключения жилищная комиссия решила закрыть глаза на десятилетний "ценз оседлости" и поставить семью на жилищный учет. Но все подобные случаи тщательно проверяются, чтобы не допустить злоупотреблений.

    Конечно, долг любого сына или дочери - взять к себе престарелого родителя, который не в состоянии себя обихаживать. Но одно дело, если дедушка прибыл из глухомани, где нет ни газа, ни воды и хлеб привозят раз в неделю. И совсем другое, когда старика выписывают из другого города, чтобы получить квартиру вне очереди. Иногда его даже не привозят в Москву, а просто берут его паспорт для регистрации. Сообщаю для желающих улучшить свои жилищные условия за счет стариков: получить точную информацию нам нетрудно - запрашиваем поликлинику и органы соцзащиты по месту прописки, обращался ли к ним приезжий ветеран и состоит ли на учете.

    Безусловно, нуждающиеся фронтовики должны быть обеспечены вне очереди - пусть хоть в конце жизни они поживут в комфортных условиях. Но при этом город не обязан за бюджетный счет давать жилье их внукам или правнукам. Мы отселим ветерана с супругой, предоставим им квартиру, остальные члены семьи пусть ждут своей очереди. Она пока, к сожалению, большая. Сегодня на жилищном учете состоят 142,2 тысячи московских семей, а город в состоянии направлять на обеспечение жильем по всем программам 15-16 тысяч квартир в год. Так что в среднем в столице бесплатного жилья приходится ждать до 20 лет.

    РГ: Смогут ли фронтовики приватизировать "юбилейные" квартиры?

    Федосеев: Да, но только те, кто встал на жилищный учет до 1 марта 2005 года и получил квартиру по договору социального найма - так положено по новому Жилищному кодексу. Тем, кто признан очередником после этой даты, квартиры предоставляются по договору безвозмездного пользования, который не предусматривает возможности приватизации или выкупа. На эту площадь без разрешения нашего департамента родственникам нельзя будет прописаться.

    Не выше второго

    РГ: А кого из ветеранов коснулся обмен на нижние этажи?

    Федосеев: Есть особая категория фронтовиков, которых город взял под свой контроль. Допустим, метраж (больше 10 квадратных метров на члена семьи) не позволяет ветерану стать очередником. Но он живет в доме без лифта, а в 80 с лишним лет по лестницам не побегаешь. Мы предлагаем свои услуги, если ветеран нуждается в индивидуальной программе реабилитации, и в документе, предоставленном медицинским учреждением, написано, что он не может проживать выше 1-2-го этажа. Он не считается нуждающимся в улучшении жилищных условий, и ему полагается равнозначное жилье в другом доме, но уже либо в новостройке с лифтом, либо на нижних этажах в освободившихся квартирах, принадлежащих городу. Поиском подходящих вариантов занимается наш департамент.

    РГ: Желающих много?

    Федосеев: У нас на учете было 64 заявления - 40 человек уже поменяли квартиры, с остальными заявлениями продолжаем работать. Постараемся уложиться до 1 сентября, но, сами понимаете, сейчас лето: кто-то на даче, кто-то в госпитале, люди просят не решать вопрос в их отсутствие. Главная сложность в том, что многие ветераны хотят квартиру в конкретном районе, а то и доме. Например, рядом с поликлиникой, к которой человек прикреплен. Хотя выполнение подобных требований не предусмотрено законом, стараемся в индивидуальном порядке подобрать участнику войны наиболее удобный вариант. Иногда для этого приходится даже освобождать квартиру очередников, предоставляя тем другую жилплощадь. Но бывает, что и отказываем. Вот конкретный случай. Ветеран просит оставить сына в его двухкомнатной квартире, а ему с супругой предоставить отдельную однокомнатную. В таких ситуациях приходится объяснять, что обмен возможен только на равнозначное жилье.

    РГ: Обижаются фронтовики?

    Федосеев: Тут мы привлекаем общественников из Совета ветеранов, которые поговорят со своими товарищами по душам и помогут сгладить обиду.

    "Телефон доверия" департамента жилищной политики и жилищного фонда Москвы: (495) 290-39-60.

    Дополнительные сведения о программе - на сайте: www.housing.mos.ru

    Поделиться