Президент Ирана Махмуд Ахмадинежад в среду был приведен к присяге в парламенте. На церемонии, где помимо депутатов присутствовали также представители высшего духовенства, председательствовал спикер парламента Али Лариджани.
В своей речи при вступлении в должность Махмуд Ахмадинежад заявил, что "никто в Иране не ждет поздравлений от США", тем самым ответив на сообщения о том, что Вашингтон признал избрание иранского президента, но поздравлять его с этим не собирается. Помимо Соединенных Штатов с переизбранием Ахмадинежада не поздравили три ведущие европейские столицы. В официальных Лондоне, Париже и Берлине убеждены, что президентские выборы 12 июня в Иране, в результате которых Ахмадинежад во второй раз стал главой государства, прошли с многочисленными нарушениями и "ущемлением прав оппозиции".
Незадолго до начала инаугурации к зданию парламента пришли несколько сотен сторонников проигравшего на выборах кандидата Мир Хосейна Мусави. Они собирались провести очередную акцию протеста. Однако демонстранты были разогнаны полицией.
Не менее красноречивы в своих комментариях и оценке ситуации в Иране оказались ведущие европейские СМИ, которые пишут о непростых отношениях внутри политической элиты Ирана. "Махмуд Ахмадинежад изолирован в своем собственном клане, клане фундаменталистов. Некоторые из традиционных союзников упрекают его, например, за то, что он медлил с отставкой вице-президента Рахима Машаи, о чем его просил аятолла Али Хаменеи", - утверждает французская "Фигаро".
В этой связи можно было предположить, что импульсивный иранский президент использует свою "тронную речь" в парламенте для обкатки новых громких инициатив. И Ахмадинежад не заставил себя ждать. Главным посылом его выступления стал тезис о том, что "президентские выборы 12 июня стали началом важных изменений как в Иране, так и в мире". Вместе с тем президент не стал распространяться относительно того, какими средствами он будет "реконструировать" свою страну и планету.
И лишь уточнил, что Тегеран будет добиваться изменения "дискриминирующих механизмов управления миром". Не называя персоналий, но, очевидно, имея в виду своего "главного противника" на другом конце планеты - США, Ахмадинежад предупредил, что Иран готов оказать сопротивление странам, пытающимся оказать на него давление. "Мы будем сопротивляться государствам-угнетателям", - обещал глава государства.
Между тем
Большую часть программного выступления перед депутатами Ахмадинежад посвятил внутриполитическим и экономическим вопросам. В частности, решению социальных проблем, реализации экономических планов правительства.