06.08.2009 02:00
    Поделиться

    Дети кузбассовцев, освобождавших Беларусь, узнали, где похоронены их отцы

    Могилы сибиряков, принимавших участие в освобождении Беларуси от фашистов, нашли через 65 лет после операции "Багратион". В Кемеровское областное представительство Союзной общественной палаты в ноябре прошлого года обратился совет ветеранов города Калтана. Просьба была такой: проверить достоверность мест гибели и захоронения одиннадцати земляков. И если это возможно, выслать фотоснимки могил. Ветераны писали: к 65-летию Победы собираются оформить поздравительные сувениры и вручить их детям погибших. Чтобы дети, большинство из которых уже преклонного возраста, и потому вряд ли смогут побывать в Беларуси, могли увидеть родные могилы хотя бы на снимке.

    Клавдия Высоцкая, председатель областного представительства палаты, получив письмо из Калтана, отправила военным комиссарам Минска, Витебска, Гомеля, Бреста и Могилева запросы, а также копии "похоронок", выписки из "Книги Памяти".

    ..."Ваш муж гвардии сержант Екимов Николай Михайлович, уроженец деревни Гавриловка Гурьевского района Кемеровской области, в бою за Социалистическую Родину, верный воинской присяге, проявил геройство и мужество, был убит 21 февраля 1944 года и похоронен на кладбище - восточная окраина деревни Заречье Паричского района Полесской области", - Клавдия Ивановна читает извещение из февраля 1944-го с обратным адресом "Полевая почта 01064". - Но Полесской области сейчас в Беларуси нет! И 17 районов Белостокской, как и три района Брестской области, еще в 1945-м были переданы Польше. Как найти могилу Екимова и других солдат, освобождавших Беларусь? В именном списке безвозвратных потерь напротив фамилий многих из них в графе "место гибели" написано: опушка леса в полутора километрах от деревни такой-то или перекресток дорог по направлению такому-то..."

    Уже в начале февраля из Минска пришел ответ: "Каких-либо документов со сведениями об указанных военнослужащих в военном комиссариате Минской области не значится". Как не значились они в военкоматах Брестской и Гродненской областей. Но вот в марте 2009-го военный комиссар Гомельской области сообщил, что Николай Екимов будет увековечен по месту его гибели в Светлогорском районе Гомельской области. А еще через несколько дней пришло письмо уже от военного комиссара Светлогорского райвоенкомата. В письме говорилось, что гвардии Сержант Екимов внесен в списки похороненных в братской могиле деревни Дуброва (Полесский сельский совет), где покоятся останки 1718 воинов. А дальше - подробное описание, как до деревни доехать и с кем связаться в местной администрации.

    Благодаря добросовестной работе белорусских военкоматов удалось найти могилы практически всех погибших калтанцев. Рядовой Николай Малаев, в декабре 1943-го павший в бою в 150 метрах восточнее деревни Черная Вирня Жлобинского района, захоронен в братской могиле в деревне Майское под Гомелем. Вот это место - на вложенных в письмо фото и карте. А погибший в июне 1941-го старший лейтенант, летчик Алексей Дагаев похоронен в Бобруйске, на кладбище Фордштат...

    - Я благодарна представителям Беларуси, - говорит Клавдия Высоцкая. - И знаю, что благодарны и дети погибших.

    Клавдия Ивановна возглавляет Кемеровское отделение Союзной общественной палаты уже десять лет. Она сама родом из Бреста. Помнит, как началась война, и они всей семьей бежали в деревню, где жили дедушка с бабушкой. Клаве тогда было четыре года. Но и сегодня, спустя столько лет, услышав гул самолетов, она внутренне сжимается.

    - Мы даже не убегали, когда начиналась бомбежка, - вспоминает моя собеседница. - Замирали на месте. Знаете, там по сей день воронки от бомб сохранились, хоть и травой поросли. Отец Клавдии Высоцкой был подпольщиком-партизаном. А их деревня выжила только потому, что немцы в ней не стояли - лишь иногда наведывались.

    - Как сейчас вижу: во дворе поленница дров, рядом курочки ходят, - рассказывает Клавдия Ивановна. - Фашист берет полено и бросает в курочку. Она падает, мы плачем, а солдат хохочет, подхватывая добычу...

    Но обычно "дань" для немецких солдат, чтобы они по деревне не ходили, собирал деревенский староста. До сих пор всех его родственников называют не иначе как "сын старосты", "внук старосты". Наши, когда пришли, этого человека и пальцем не тронули.

    Обороне Брестской крепости посвящен один из разделов выставки "Меч Багратиона", открывшейся в отделе военной истории Кемеровского областного краеведческого музея. Он рассказывает о кузбассовцах, которые погибли, практически на месяц задержав продвижение фашистских войск в глубь нашей страны. Посвященная 65-летию белорусской наступательной операции экспозиция повествует о кузбассовцах - Героях Советского Союза, принимавших участие в освобождении Белоруссии. Среди них командир огневого взвода Василий Сидельников, погибший под Могилевом Юрий Двужильный, Иван Воронов, награжденный орденом Славы III степени за освобождение Витебска, и выпускник Кемеровского аэроклуба Александр Сарыгин. Совершив огромное количество боевых вылетов, он уничтожил немало боевой техники и живой силы врага. Кстати, авиамоделисты Кемерова специально для выставки изготовили точные модели бронетанковой техники, боевых самолетов и диорамы сражений в Брестской крепости. На открытие "Меча Багратиона" пригласили ветеранов, освобождавших Белоруссию. Анастасию Аксенову, Урания Зеньковича, Сергея Иванова, Лидию Семикину и других у входа в музей встречала хлебом-солью его сотрудница в белорусском национальном костюме. А детский танцевальный коллектив городского Дома творчества имени Веры Волошиной сплясал "Лявониху".

    ...Кто-то из журналистов спросил Клавдию Высоцкую: "Что для вас значит Беларусь?" Она ответила просто: "Это моя родина. Там я родилась и получила образование. А вторая моя родина - Кузбасс, где я прожила всю сознательную жизнь. И они для меня неразделимы".

    Поделиться