Сметана, творог, кефир, сыры, сгущенка - вся белорусская молочная продукция, ввозимая в Россию, с 1 августа соответствует новому техническому регламенту. Предприятия получили более 620 санитарно-эпидемиологических заключений на различные виды молочных изделий. В том числе 172 из них - на новую продукцию. Полный перечень изделий, присутствие которых на соседнем рынке одобрено, размещен на регулярно обновляемом официальном сайте Минсельхозпрода Беларуси.
- Мы выполнили договоренности, которые были достигнуты с Роспотребнадзором, - отметил заместитель министра сельского хозяйства и продовольствия Беларуси Михаил Савельев. - На ту продукцию, которую наши предприятия хотят поставлять в Россию, заключения получены.
Напомним, в начале июня Роспотребнадзор запретил ввоз более тысячи видов белорусской молочной продукции. Причиной стало то, что предприятия и поставщики не переоформили разрешительную документацию в соответствии с новыми российскими требованиями. В результате переговоров стороны договорились о поэтапном приведении в порядок документов молочными заводами и поставщиками. Был определен срок - 1 августа. До этой даты Роспотребнадзор снял ограничения по поставкам некоторых видов белорусских молочных продуктов. Они возобновились 18 июня.
Более чем месяц с двух сторон шла напряженная работа.
- Торговля с Россией идет в нормальном режиме, - комментировала первый заместитель министра сельского хозяйства и продовольствия Беларуси Надежда Котковец. - Параллельно все молочные заводы, заинтересованные в экспорте, передают пробы продукции в российские лаборатории, где организована четкая работа по выдаче санитарно-эпидемиологических заключений. Руководители предприятий предупреждены об ответственности за выполнение этой работы. Кто покупает продукцию, платит за нее деньги, вправе рассчитывать на то, чтобы она соответствовала необходимым ветеринарным, санитарным и качественным требованиям.
Еще в середине прошлой недели Главный санитарный врач России Геннадий Онищенко заявил о том, что проблем с поставками белорусской продукции после 1 августа не будет.
- Основные объемы поставок, основные виды продукции, которые поставлялись и известны на российском рынке, прошли сертификацию, никаких сбоев, ступора не будет, - заявил он.
Белорусские предприятия и дальше могут получать сертификаты в рабочем порядке. К примеру, на новые виды продукции. С учетом того, что Беларусь ежегодно прибавляет по 9 - 10 процентов в производстве молока, ассортимент готовой продукции будет постоянно расширяться. Ведь внутренний рынок "съедает" лишь 45 процентов производимых в стране молочных изделий. Увеличивая экспортный потенциал, молочные заводы регулярно вкладывают немалые средства в техническое перевооружение. Только в этом году в молочную промышленность было направлено около 300 миллионов долларов. В ближайшие годы в Беларуси, похоже, будет меняться структура молочной переработки. Ситуация, когда около 40 процентов сырья перерабатывается на сухое молоко и сливочное масло, вряд ли может устраивать, так как ставит предприятия в зависимость от ценовой конъюнктуры на эту продукцию. К примеру, сегодня производство сливочного масла убыточно. По мнению Н. Котковец, перспективным направлением для предприятий может стать выпуск высококачественной продукции иного ценового сегмента - например, элитных твердых сыров.
До конца года Беларусь рассчитывает поставить в Россию весь объем молочных изделий, предусмотренный балансами Союзного государства - 2 млн 800 тысяч тонн в пересчете на молоко. С учетом договоренности с российской стороной о прекращении поставок сухого молока в IV квартале упор будет сделан на увеличении реализации на соседнем рынке других видов продукции - твердого сыра, творога, сливочного масла, молочных консервов. Российские потребители, полюбившие многие белорусские молочные продукты, опять без перебоев будут видеть их на прилавках.
К примеру, в Санкт-Петербурге популярностью пользуется Северо-Западный Российско-Белорусский Торговый дом, в составе которого 4 магазина с фирменным брендом "Белорусский гостинец". Этот совместный проект белорусской и российской сторон с равной долей капитала доказал свою эффективность. Сейчас рассматривается возможность расширения точек по реализации белорусской продукции под эгидой Торгового дома.
Вместе с тем Беларусь ищет сбыт своей продукции и на зарубежных рынках. По словам Надежды Котковец, эта работа возложена на недавно созданную Мясо-молочную компанию, которая должна изучить наиболее перспективные направления белорусского мясо-молочного экспорта и условия поставки.